Есть тема. Не стоит терять лицо, господа!
В ответах на вопрос о счастье респонденты одним из условий называют наличие любимой работы. А порой и просто наличие работы. Сегодня, в нелегкое с финансовой точки зрения время – в условиях мирового кризиса, – вопрос трудовой занятости наиболее актуален. Уровень безработицы в Гродненской области составляет в целом 1,3 процента. В последнее время количество безработных несколько выросло. В том числе и в Лидском районе. Как сообщил редакции начальник отдела содействия занятости населения Виктор Мулярчик, у нас на одно рабочее место приходится 3,9 безработного.
Тем не менее в районе открываются новые производства, предприятия торговли – словом, создаются рабочие места. Однако сегодня разговор пойдет о том, как порой кадровики или руководство предприятий-частников злоупотребляют желанием людей получить заветное место.
Вот один из примеров – испытательный срок. Он, оказывается, может длиться даже 5 месяцев. Тебе, вроде, и платят в это время зарплату, но сугубо в конверте и не такую, как остальным. Плюс ко всему – официально ты не трудоустроен, а это – отсутствие стажа, выплат в соцстрах и т. д. По прошествии же испытательного срока вполне реально услышать: «Извините, вы нам не подходите…». На твое место набираются новые кандидаты, и далее – по кругу.
Причем данное явление в последнее время набирает обороты и даже становится одним из элементов маркетинговой политики. Поясню. Проходит семинар, на котором менеджеров учат, как эффективно продвигать продукцию своих предприятий. Для этого необходим штат торговых представителей. А чтобы не так накладно было их содержать, сотрудников советуют брать лишь на испытательный срок. Естественно, с условием, что оплата будет вполовину меньше. Однако если проявите себя, то обещаются золотые горы. Вот и старается заинтересованное в рабочем месте лицо изо всех сил! А работодателю это и надо: и дело делается, и расходы на зарплату меньшие. Три месяца проходит – набирают новый штат сотрудников. А чтобы ездить, например, по торговым точкам и предлагать продукцию предприятия, большого опыта не надо.
Вот такая вполне законная схема. Кстати, знакомый бизнесмен, который делился со мной впечатлениями от упомянутого выше семинара (он проходил в России), абсолютно не считал ее чем-то зазорным.
Приведу еще случай. Уже более конкретный. Его редакции рассказала лидчанка Л., которая в данный момент активно занимается поиском работы:
«Объявление о том, что на производство требуется сортировщик-упаковщик, я нашла в Интернете. Позвонила, мне сказали, куда подойти. Молодая женщина, возможно, сотрудник отдела кадров, посмотрев мою трудовую (а с предпоследнего места работы из-за разногласий с руководством по поводу предоставления отпуска я была уволена по статье), поначалу выказала сомнения. Однако я объяснила ситуацию, отметив при этом, что на последнем рабочем месте ко мне никаких нареканий не было, но, к сожалению, попала под сокращение. Тогда она сказала, что я могу попробовать, и если будет получаться, можно приходить на следующий день к половине восьмого утра.
Работа моя заключалась в следующем: нужно было выворачивать трикотажные изделия, произведенные в цеху, и приклеивать на них этикетку. Понятно, что сразу делать это быстро у меня не получалось, но спустя час-два я более-менее наловчилась. Во всяком случае, сказать, что из-за меня кто-то простаивал или тормозился процесс работы, нельзя. Поэтому пришла я и на второй день, к 7.30 утра. Отработала целую смену, до пяти вечера. Но потом вдруг оказалось, что я все-таки не подхожу. И мне даже спасибо за работу никто не сказал, а тем не менее я полтора дня ее за кого-то выполняла!
Понимаю, что на тот момент со мной никто никаких трудовых отношений не заключал и все, вроде бы, законно. А еще жалею, что постеснялась встревать в чужой разговор, когда около полудня к нашему бригадиру подошел один из руководителей производства и сказал: «Ну, все нормально, завтра молодая девушка к вам придет…» То есть все уже знали, что я буду тут не нужна, но никто ничего мне не сказал, и я продолжала работать. Теперь-то понятно почему: лишние руки, да еще и бесплатные, никому не помешали, а наоборот – облегчили труд бригады. В конце смены было объявлено, что работаем до 19 часов (как я узнала от других работников, они постоянно остаются сверхурочно и работают даже по выходным – чтобы больше заработать, ведь платят им от сделки). Я была не против, единственное – у женщины-бригадира уточнила: а что, если заболеешь и нужно отпроситься, чтобы, например, к врачу сходить? После таких вопросов моя трудовая деятельность на данном предприятии, как вы понимаете, была завершена».
Свои слова лидчанка подтвердила аудиозаписью, которую сделала во время телефонного разговора с девушкой из отдела кадров на следующий день. У представительницы предприятия она поинтересовалась: будет ли ее труд за полтора рабочих дня как-то оплачен? Догадываетесь, что услышала в свой адрес? А когда заикнулась о книге жалоб и предложений, которая, по сути, должна быть у любого юрлица, то угрозы типа «Да мы сделаем так, что ты потом нигде не устроишься» показались цветочками. Присутствовала в оре должностного лица даже нецензурная брань!
Прокомментировать ситуацию, а также посоветовать, как ищущим работу правильно поступать во избежание подобного, корреспондент попросил начальника управления по труду, занятости и социальной защите Лидского райисполкома Андрея Михайловича МИМИША. Вот что он пояснил: «Согласно статье 28 Трудового кодекса Республики Беларусь, с целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе трудовой договор по соглашению сторон может быть заключен с условием предварительного испытания.
В период предварительного испытания на работника распространяется действие Трудового кодекса с особенностями, предусмотренными статьями 28 и 29 (расторжение трудового договора с предварительным испытанием) настоящего Кодекса, а также иными актами законодательства о труде. Срок предварительного испытания не должен превышать три месяца, не считая периода временной нетрудоспособности и других периодов, когда работник отсутствовал на работе. Условие о предварительном испытании должно быть предусмотрено в трудовом договоре. Отсутствие в трудовом договоре условия о предварительном испытании означает, что работник принят без предварительного испытания.
Поэтому, чтобы в будущем с нанимателем не возникало недопонимания, лучше всего изначально требовать заключения трудового договора. Что касается последнего случая, то там, возможно, была какая-то устная договоренность, и об этом можно спросить вторую сторону, но еще раз подчеркну: лучше всего начинать работу с заключения трудового договора».
Конечно, обратиться ко второй стороне было бы нелишним, но после очередного прослушивания аудиозаписи абсолютно не хотелось этого делать. Да и полтора рабочих дня кому-то могут показаться такой мелочью… Бывает, приходит устраиваться на работу бухгалтер, а ему говорят: «Посидите недельку-другую, разберитесь, посмотрите, что к чему» – а потом просто звонят и сообщают: «Завтра не приходите…» Вот так, без объяснения причин. А работа, между тем, проделана.