Все еще верите словам? Порой их недостаточно, чтобы заменить товар
В редакцию обратился наш постоянный читатель Станислав Г. и рассказал историю своих отношений с индивидуальным предпринимателем М.
«Торговая точка предпринимателя расположена на рынке по улице Труханова, где наш читатель и приобрел детали для монтажа парового отопления. Детали эти были куплены за 100 тысяч рублей (по 50 тысяч каждая). При этом между продавцом и покупателем было заключено устное соглашение о том, что если фитинги (соединительные детали трубопровода отопления, муфта) по каким-то причинам не подойдут, он (покупатель) имеет право их вернуть, а продавец на словах обязался детали заменить либо вернуть уплаченную за них сумму. Сделка состоялась, о чем свидетельствует выданный чек.
Когда же пришло время установки, соединения к системе отопления не подошли. Помня условия устного договора, взяв с собой напрасную покупку и чек, наш читатель приехал на рынок. Уточним, что живет он в Лидском районе и часто наведывать город не может. Далее – со слов самого покупателя:
– На рынке обратился к продавцу, напомнил о договоренности. Предъявил чек и фитинги. Попросил вернуть деньги за покупку. Но не тут-то было. Продавец посмотрел на детали и сказал, что это не его товар. Будто я возвращаю ему китайские изделия, и стоят такие не по 50 тысяч штука, а по 25. Я вежливо напомнил, что хорошо помню, сколько было уплачено, к тому же есть чек. Но продавец не смутился и продолжал настаивать на своем. Пришлось попросить книгу жалоб и предложений, которая, как известно, должна быть предоставлена по первому требованию покупателя. Только ИП М. и здесь нашелся: «Она где-то под товаром лежит. Надо долго искать». Как будто правила торговли, обязывающие держать этот документ на видном месте, на М. не распространяются. Пришлось уйти с рынка ни с чем.
Уже хотел запрятать свою обиду подальше и забыть про зря потраченные деньги, но подумав, обратился в газету. Возможно, моя ситуация не единственная и кого-то она предупредит. Возможно, кто-то имеет положительный опыт и подскажет через вашу газету, как правильно поступить в таких случаях?»
***
Можно было бы объяснить жалобу нашего читателя редким недоразумением между ним и конкретным продавцом. Но похожих обращений, рассказов о мыканьях покупателей поступает немало. Одно дело – заменить качественный товар. Другое дело – заменить товар с выявленным в процессе недолгой эксплуатации браком. Брак покупают не только с лотков индивидуальных предпринимателей. Нашим читателям отказывали по надуманным (как они считают) причинам в возврате или замене дорогостоящих мобильных телефонов, оргтехники, водонагревателей и т. п. в разрекламированных сетевых магазинах. Горемык отсылают в гарантийные мастерские либо предлагают отправить сложный технический товар на экспертизу, при этом покупатель, который, в теории, всегда прав, остается зачастую попросту обманутым в своих надеждах.
А что по этому поводу говорят правила торговли? Они как раз и должны стоять на защите прав неудачливых покупателей. Они и стоят. Жаль, не все покупатели их читают. Это – во-первых. Во вторых, некоторые продавцы, от ИП до администраторов сетевых гигантов, считают, что имеют право трактовать правила по своему усмотрению.







