Журналист принял участие в рейде по выявлению нарушителей природоохранного законодательства
В этот день шел проливной дождь, но запланированный инспекцией охраны животного и растительного мира рейд отложен быть не мог. Ведь нарушителям природоохранного законодательства ненастье не помеха. Наша цель – выявить их и наказать. В поездку отправляемся следующим составом: заместитель начальника инспекции Виталий Викторович Максимчик, госинспектор Виктор Леонидович Чекан, водитель Евгений Аркадьевич Холевинский и я, корреспондент «Лідскай газеты».
Впрочем, если нарушителей не окажется, тоже хорошо: значит, люди чтят закон. К сожалению, все же не все…
Чего испугался лесоруб – дождя или «Нивы»?
По дороге М6 в сторону Гродно мы сворачиваем в лес. Полноприводная «Нива» легко пробирается по бездорожью, преодолевая выбоины и ямы, залитые дождем. Инспекторам не надо рассказывать, где может вестись как легальная, так и незаконная вырубка леса. Эти «точки» они знают не понаслышке.
Так и есть, через какое-то время мы останавливаемся и видим место, освобожденное от деревьев. Оно помечено столбиками. Значит, вырубка велась лесничеством. Правда, нарушения все-таки есть. Валежник сложен неправильно. По высоте и ширине куч также существуют нормы безопасности. О них знает все Виталий Викторович Максимчик, у которого высшее «лесное» образование.Нормы не соблюдены. Проходим чуть дальше – и вот оно! Свежеповаленное и уже почти распиленное дерево. Оно находится за границей отмеченной зоны. Уже одно это говорит, что поработал нелегал.
Здесь был лесоруб-нелегал.
Кроме того, инспекторы могут даже определить на глаз, чем спилено дерево и по правилам ли. Здесь видно: пильщик никаких правил валки леса не придерживался. При неблагоприятном стечении обстоятельств дерево могло и его накрыть. Свежие опилки говорят об одном: нарушитель был здесь совсем недавно. Что его испугало – дождь или звук приближающейся «Нивы» – сейчас не узнать. Совсем недалеко деревня Дайнова, еще ближе – хутор. Отправляемся туда. Хозяйка пожимает плечами: не знаю.
А ведь когда-нибудь все равно нарушитель попадется, это закон жизни: сколько веревочке ни виться…
Накладные в порядке
Выезжаем на дорогу и движемся в сторону Березовки. По пути инспектора рассказывают о разных случаях во время рейдов. Задач у них много, среди них не только ловить браконьеров, но и следить за порядком в лесах. Нарушители, говорят, бывают разные. Некоторым в чувстве юмора не отказать. Однажды такой юморист вывалил в лес огромную кучу строительного мусора, а стоящий рядом пень одел в старую куртку и кепку. Все это было бы смешно, если бы, как говорится, не было так грустно. Лично у меня, когда я вижу мусор в лесу, всегда возникает вопрос: почему в лес? Ведь в пятницу можно совершенно бесплатно отвезти мусор на полигон в Гуды. Какая разница, куда ехать? На этот вопрос мог бы ответить нарушитель, но на этот раз таких не было.
По пути замечаем микроавтобус, притаившийся на обочине за поворотом в деревню Петюлевцы. Может, это и есть «мусорщик», а может, просто что-то случилось. Инспекторы интересуются. Нет, все в порядке. Далее встречаем три лесовоза, которые послушно останавливаются на сигнал природоохранников. Нарушений в перевозке леса не обнаружено.
Если нарушил – будет отвечать.
В Гончарах сворачиваем на лесную дорогу, ведущую, судя по указателю, на Селец. Чуть далее – грандиозная вырубка. Здесь уже идет строительство индюшачьих ферм. Одна практически готова, другая в процессе, под третью и под линии электропередач идет вырубка. Здесь уже работают не лесорубы в обычном понимании этого слова, а техника. Называется – харвестер. По виду – трактор, у которого вместо ковша «рука». Ею управляет водитель. «Рука» делает все: обхватывает дерево, срезает его и пилит на куски.
Костер из валежника напомнил детство и пирамиду из еловых веток, которую поджигали победители игры «Зарница». Впрочем, на сжигание валежника у лесорубов тоже должно быть разрешение, иначе – штраф. В данном случае с документами все в порядке.
«Золотая» рыбка
Лесными дорогами мы подбираемся все ближе к реке Неман. Скорее всего, уверены инспекторы, здесь кто-то рыбачит. «Неужели и правда кому-то охота мокнуть под дождем?» – думаю я.
Инспекторы замечают велосипедный след, ведущий к реке, по нему и движемся. Затем машину оставляем в лесу, а к Неману идем пешком. Понятно, что простые рыбаки, использующие дозволенные средства ловли, нам неинтересны. Вдруг инспекторы что-то замечают. Виталий Викторович, вооружившись видеокамерой, тихонько, прячась за деревья, подбирается к берегу. Видеокамера – хороший помощник. От зафиксированного на нее нарушения уже не отказаться.
Средство передвижения рыбаков.
Наш заснятый рыбак, впрочем, ничего не нарушил, он ловил малька дозволенным сачком. Ну и ладно. Идем вдоль берега. Ух ты! Действительно охота пуще неволи. То там, то тут – рыбаки с удочками, а в кустах – их средства передвижения: велосипеды, мотоциклы, автомобили.
Нет, все же без нарушителя не обошлось. Один из несостоявшихся в тот день рыбаков хотел использовать для ловли малька так называемый «экран» недозволенных размеров и сечения сетки, о чем прекрасно знал. Иначе зачем было выбрасывать «экран» под машину при приближении инспектора? Так и не пойманная рыбка оказалась для него «золотой».
Хоть и сетовал нарушитель на несправедливость закона (ведь теперь ему грозят судебное разбирательство и штраф), но виноват он сам.
Кстати, рыбаков-нарушителей здесь хватает. О чем говорили разные приметы и находки: кусок сети, брошенные длинные палки, на которые цепляют тот самый «экран», используя его в качестве мини-сети, и другое.
Не знаю, как нарушители, а я во время рейда убедилась: дешевле будет закон чтить, потому что инспекторы, мало того что знают все места возможных нарушений природоохранного законодательства, еще и вооружены как в прямом смысле слова настоящим оружием, так и вспомогательными средствами: биноклями, видеокамерой. Но самое главное их оружие – опыт, который позволяет чуть ли не с первого взгляда определить, есть ли что скрывать людям, случайно встретившимся в лесу. Хотите рискнуть? Не советую…