В Лиде в лечении наркозависимых используют метадоновую замещающую терапию
Практика использования метадона для лечения наркозависимых в Беларуси существует с сентября 2007 года, в Европе – с 1964 года. Она официально поддерживается множеством серьезных организаций, начиная с ВОЗ, хотя сам метадон признан таким же медицинским наркотическим препаратом, как морфин, и включен в Перечень № 1 Списка наркотических средств Единой конвенции о наркотических средствах ООН и Списка № 2 республиканского Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь. В настоящее время в нашей стране для медицинского использования разрешено лекарственное средство метадона гидрохлорид «Молтени» (метадон), который производится в Италии.
В Лидском районе метадоновую замещающую терапию стали применять с декабря 2012 года на базе психоневрологического диспансера. Сегодня в программе 30 наркозависимых.
Лекарство или доза?
Этим вопросом задаются многие, впервые узнав о метадоновой заместительной терапии. Журналист «Лідскай газеты», признаться, исключением не был. Ведь, по сути, этот метод – один из самых неоднозначных. Сама его идея – лечение подобного подобным, т. е. наркомании наркотиками, – кажется абсолютно абсурдной.
– Это распространенное, но ошибочное мнение, – врачу-психиатру-наркологу Ирине Федорович развеивать обывательские мифы вокруг программы не впервой. – Метадоновую терапию ни в коем случае нельзя рассматривать как панацею от наркомании. Этот вид лечения не избавляет от зависимости, но позволяет ее контролировать. Другими словами, одна из задач такой замещающей терапии – помочь пациенту изменить свою жизнь.
Технически эта помощь заключается в выделении ежедневной дозы медицинского наркотика – метадона – в сиропе. Количество препарата определяется строго индивидуально и с точностью до миллилитра. Доза должна быть такой, чтобы полностью избавить пациента от абстинентного синдрома, ломки, но при этом не позволить ему достигнуть наркотического опьянения. Препарат принимается всего раз в сутки – его действие длится до 30 часов, наркотического «голода» не возникает. Для примера: героин действует 6-8 часов, поэтому требует 2-3-кратного введения в сутки. Приняв метадон, наркопотребитель достигает того состояния психоэмоционального и физического комфорта, которое дает ему возможность нормально существовать: ходить на работу, общаться с окружающими, заниматься воспитанием детей.
– Когда пациент принимает вместо инъекционного наркотика метадон – это еще и 100-процентная профилактика инфекционных заболеваний: ВИЧ-инфекции, гепатита В и С, сифилиса, а также предохранение от воспаления вен, язв, нагноений, заражения крови. Так как препарат поступает в организм в виде сиропа, исключено заражение через шприц, что часто происходит при употреблении инъекционного наркотика, – поясняет Ирина Владимировна. – Присутствует и социальный аспект такой терапии. Это снижение криминальной активности пациентов, получающих метадон. Им не нужно искать наркотик, а значит, не нужно совершать преступления.
Клин клином
В Лидском психоневрологическом диспансере на официальном учете состоят 127 наркозависимых. Примерно половина из них – потребители инъекционных наркотиков. Половина из этой половины проходит метадоновую заместительную терапию, и многие – с первого дня применения ее в нашем регионе, или с 18 декабря 2012 года.
Метадон – медицинский опиоид, соответственно подходит только тому, у кого диагностирован синдром зависимости от опиоидных препаратов, например героина. Также с момента выставления диагноза должно пройти не менее двух лет. При этом пациент должен иметь в своей истории болезни две и более попытки лечения другими способами, которые не дали положительного результата. Метадоновая терапия показана и тем, у кого имеются инфекционные заболевания (хронический гепатит В или С, ВИЧ-инфекция/СПИД, туберкулез) и другое. Опиоидная зависимость у беременных женщин служит показанием к назначению замещающей поддерживающей терапии на весь срок беременности и в течение до шести месяцев после родов. Важное условие для участия в программе – наличие паспорта или другого документа, удостоверяющего личность.
Ирина Владимировна подчеркнула, что врачи готовы оказывать наркозависимым пациентам метадоновые «услуги» пожизненно. А вот пользоваться ими или нет – это уже личный выбор каждого. Как и выбор – участвовать в программе или выйти из нее на любом этапе.
Шанс на краю пропасти
Врач-психиатр-нарколог Ирина Федорович привела несколько примеров, которые говорят о положительном эффекте программы. 16-17 пациентов, проходящих заместительную терапию, смогли трудоустроиться, многие вернулись в семьи, восстановились в родительских правах. В декабре этого года у наркозависимой женщины, состоящей в программе и принимающей метадон, родится ребенок.
Метадоновая заместительная поддерживающая терапия – это первый шаг, за которым должны последовать и другие, ведь сама по себе от наркомании она не излечивает. Тем не менее при соблюдении определенных условий вполне возможно полностью уйти от приема метадона и не возвращаться к нелегальным наркотикам. Прежде всего, должны быть сильное желание, хорошая поддержка со стороны друзей и родственников и наблюдение врача. В Лидском психоневрологическом диспансере протягивают руку помощи каждому желающему освободиться от наркотиков и жить в трезвости. Пациентов отправляют на детоксикацию в психоневрологическую больницу, помогают пройти курс реабилитации, предлагают записаться в группу анонимных наркоманов. Случаев освобождения от наркозависимости немного, они единичны, но они есть.
Пациент программы замещающей терапии метадоном может получить бесплатную помощь различных специалистов: психолога, психиатра, психотерапевта, социального работника, консультанта 12-шаговой программы или реабилитационного центра, врачей других специальностей (терапевта, хирурга, инфекциониста, фтизиатра, венеролога, гинеколога) – а также консультации по вопросам трудоустройства, обучения профессии, учебы, восстановления родительских прав (если были их лишены) и другие виды помощи.
Ответы на «Зачем?» и «Почему?»
Если наркоман идет в медицинское учреждение за разрешенным препаратом, то он уже не идет искать дозу на стороне, сметая на своем пути все и всех, не совершает преступлений, не пополняет карманы наркоторговцев. Принимая метадон, ВИЧ-инфицированный наркоман не передает вирус через шприц другому, а тот – третьему, четвертому и т. д. За период действия программы значительно снижен удельный вес шприцевого ВИЧ-инфицирования.
Поэтому, несмотря на противоречивые мнения по поводу метадоновой терапии, положительные результаты программы нельзя отрицать. А любое начинание имеет право на жизнь, если помогло пусть даже одному человеку.
– Если прием медицинского наркотика под наблюдением врача и в строгой дозировке поможет наркозависимым сохранить или создать семью, вернуть из приютов своих детей и жить полноценно, в меру своих возможностей, почему не дать им такой шанс? – уже в конце часовой беседы задала вопрос, не требуя ответа, врач-психиатр-нарколог Ирина Федорович. – Мы слышим немало благодарностей от родителей, жен и мужей, чьи дети или супруги перестали выносить вещи и деньги из дома, перестали собираться компаниями, чтобы пустить шприц по кругу, перестали совершать правонарушения… Разве это не есть достижение?