А на неделю – лишь четвертинка буханки хлеба

01 Апреля 2015 2674

Не так много осталось в живых людей, которые о Великой Отечественной войне знают не из учебников по истории, не по художественным фильмам, а на своей собственной судьбе испытали весь ужас фашизма. Для них День Победы – самый главный праздник в жизни. Ведь можно сказать, что в этот день они празднуют свой второй день рождения.

В моем родном городе Березовке живет Вера Михайловна Хрожновская, узница немецкого концлагеря. Мы с пионерами школы решили встретиться с ней и услышать ее рассказ о том, что пришлось пережить. 

Дверь нам открыла очень милая женщина с улыбкой на лице. Пригласила пройти в комнату, присесть. Мы начали беседу. 

– Вера Михайловна, что вы можете сказать о своем детстве? Каким оно было?

– Наша семья жила в деревне Василевичи Новогрудского района. Как рассказывала мама, мой отец был комиссаром Красной Армии. Он даже с Лениным встречался… Но когда вернулся домой – погиб. На руках у матери осталось двое маленьких детей. Жили впроголодь. В раннем детстве я уже знала, что такое зарабатывать на хлеб. Мы ходили по деревне на подработки: пасли свиней и гусей, помогали односельчанам по дому. За это кто муки чуточку давал, кто яйцо какое, кто кусочек хлеба. Так и жили. Трудно было, но мы были дружными, один другому помогали. 

Когда мне исполнилось 15 лет, я пошла работать на Березовский стеклозавод. Тогда на работу брали и подростков, лишь бы трудились на совесть. Нас посылали на озеро – песок копать для стеклозавода.

– Где вас застала война?

– А на работе и застала. Помню, пришли мы на работу в ночную смену, а нам и говорят, что немец на нас напал. Все плакали. Боялись. А через некоторое время всех молодых девушек погнали в комендатуру (сейчас это здание нашей школы искусств). Там доктор сидел. Сказал всем раздеться. Нас осмотрели, посадили в машины и повезли. Даже не дали возможности сообщить родным об отъезде. Мы сначала и не знали, куда нас везут и зачем. 

хрожновская– Но потом оказались в Германии…

– Уже в вагоне поезда мы узнали, что везут нас на работу в Германию, немцу помогать. Сначала мы не понимали, как это – помогать немцу, а не нашей армии. Но выбора не было: сделаешь хоть шаг вправо-влево – расстрел. Не помню, сколько дней нас везли, но долго. Останавливались еще в Польше. Нас всех выгнали из вагонов в Белостоке и строем погнали на очередной медосмотр. Некоторых «забраковали». Даже не знаю, куда они потом делись, но с нами они дальше не ехали.

– Где вы работали?

– Нас привезли под самую австрийскую границу, в город Абецхаузен. Работали мы на военном заводе, где делали бомбы. Голод был страшный. (Вера Михайловна расплакалась.) Многие узники падали в обморок от голода, некоторые пухли и умирали. Нам давали буханку хлеба, разрезали ее на 4 части, и эта четвертинка была на целую неделю. В столовой кормили похлебкой из картофельных очистков или гнилой картошки. Нальют малюсенький черпачок, а там пару кусочков картошечки или вообще только очистки. Давали эту похлебку только в обед и на ужин. Голова кружилась постоянно. Работали по 16 часов в сутки. А бомбы тяжеленные были – страх! Аж ноги подкашивались! Падать нельзя было: сразу убьют.

– А жили где?

– Жили мы в бараках, за колючей проволокой. Каждое утро подъем был в 5 часов утра, сразу одевались – и строем нас гнали на работу на военный завод. С обеих сторон строя шли немцы с огромными собаками. О побеге не могло быть и речи, потому что эти страшные раскормленные псы разрывали человека вмиг. Мне уже после войны думалось не однажды, что, наверное, фашисты специально учили собак ненавидеть нас, пленных, – такие страшные у них были морды. 

– Где вы встретили Победу? 

– А там же, в Абецхаузене. Нас союзники освобождали. Не можете себе представить, какой она была, эта радость свободы. Через всю Германию добирались домой. Самое большое счастье ощутила, когда вернулась в свои Василевичи, а мама встретила меня на пороге нашего дома.

– Вы же были в лагере не одна из Березовки? Все ли вернулись назад живыми?

– Из моих земляков вернулась только я.

– Как сложилась ваша дальнейшая судьба?

– Как у всех: вышла замуж. Правда, первое замужество не было удачным. Потом вышла замуж во второй раз. Родилась дочь. У меня сейчас двое взрослых внуков. Я каждый день молюсь, чтобы они не узнали ужаса войны. С содроганием в сердце смотрела по телевизору события в Украине. Мы счастливые, что у нас в Беларуси мирное небо, что мы не знаем теперь, что такое голод, холод, смерть под пулями.

– Вера Михайловна, спасибо вам за ваш рассказ. Дай вам Бог здоровья, сил и долгих лет жизни.

хрожновская2

P. S. Когда мы возвращались домой, у меня перед глазами стояла эта маленькая, хрупкая женщина, которой уже 91 год. И то, как она говорила: «Мы счастливы, что у нас в Беларуси мирное небо…»

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться