Светильники от «Каскада» сияют под сводами храмов на Лидчине и далеко за ее пределами

12 Февраля 2015 3699

Освещению в храме, помимо прямого назначения, отводятся не менее важные функции: оно не только создает возвышенный душевный настрой, но и является важным элементом литургии. Исходя из этого, можно предположить, что те, кто причастен к созданию храмового освещения, – люди особенные.

В общем-то, так оно и есть…

Огни хороса – «созвездие» людей

Эта тема вырисовалась для меня случайно, когда я узнала, что в ЗАО «Каскад», где изготавливают эксклюзивные светотехнические изделия для разных типов общественных зданий, дворцов, посольств, театров, занимаются, помимо этого, реставрацией старинных (и изготовлением новых) светильников для культовых объектов. Захотелось написать об этом подробнее, тем более что примеров немало. Сегодня светильники от «Каскада» сияют под сводами храмов на Лидчине и далеко за ее пределами. И каждый имеет свою историю, а порой – непростую судьбу.

Еще когда я только коснулась этой темы в разговоре со специалистом предприятия, сразу убедилась, что работа над храмовыми светильниками имеет свои особенности. В чем они заключаются? Да хотя бы в том, что они должны не просто быть красивыми и гармонично вписываться в интерьер (это азы проектирования и само собой разумеется), а прежде всего соответствовать церковным канонам, – они даже имеют свои особые названия: дикирий, паникадило, хорос.

Люди, которые посещают храм, знают, что паникадило – это центральная люстра или светильник в церкви с большим количеством свечей или лампочек. Они бывают одноярусные и многоярусные (например, в форме виноградной грозди). Наиболее древней разновидностью паникадила является хорос – светильник в виде обода колеса со множеством лампад по окружности. Это множество огней символизирует Церковь как созвездие, собрание людей, объединенных любовью к Богу. Зажженные паникадила и хоросы придают богослужению особую торжественность. 

Паникадила от «Каскада»

Православные храмы на Лидчине тоже украшают такие светильники. Иногда они имеют такой же немалый возраст, что и храм, и по этой причине, случается, со временем утрачивают свое былое великолепие и художественную отделку. С этим фактом столкнулся и настоятель храма в честь Святителя Николая Чудотворца в д. Лебеда и храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в д. Радивонишки отец Николай Охотницкий. Какие пути привели его в закрытое акционерное общество «Каскад», мы решили узнать у самого священника.

– Наше сотрудничество с ЗАО «Каскад», можно сказать, началось случайно, – поведал журналисту отец Николай. – Несколько лет назад проводился капитальный ремонт в старинной церкви в деревне Лебеда. Когда были отреставрированы стены и потолок, стало очевидно, что два старых паникадила в форме простых колес совершенно не вписываются в обновленный интерьер храма, нарушают его красоту. Встал вопрос об их замене. Среди рассматриваемых вариантов – где изготовить новые паникадила – было и ЗАО «Каскад». Именно ему и было отдано предпочтение. Частично сыграло роль то, что это предприятие находится близко, в Лиде. Но главное – мы узнали, что там на очень высоком профессиональном уровне проектируют и изготавливают эксклюзивные оригинальные светильники для самых разных типов зданий.

– В «Каскаде», – продолжал священник, – к нам отнеслись с большим вниманием, ответственностью и выразили готовность к сотрудничеству. Я не предполагал, что планка этих отношений будет так высока. Вскоре в храм в честь Святителя Николая Чудотворца приехали специалисты. Они осмотрели интерьер, сделали нужные замеры, внесли предложения. А через некоторое время церковь в Лебеде украсили два новых, очень красивых, паникадила, за что прихожане остались искренне благодарны всему коллективу предприятия и лично директору ЗАО «Каскад» Ивану Уссу. А еще меня, как духовное лицо, не могла не заинтересовать личность заместителя директора ЗАО «Каскад» Сергея Герасимовича, который не только проявил себя как профессионал в деле, но и оказался лидским бардом (позже по моей просьбе он несколько лет вел в нашей церковной воскресной школе для детей занятия по игре на гитаре, организовывал со своими воспитанниками концерты авторской песни в Можейковском ЦДК). 

Возвращение старинного светильника

Чуть позже, по словам отца Николая, вопрос о замене паникадила встал и в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы в деревне Радивонишки. В этой церкви, 1869 года постройки, также проводился ремонт. 

– Я снова обратился в «Каскад», – делился воспоминаниями батюшка. – Сергей Герасимович осмотрел паникадило и (что для меня было полной неожиданностью) сказал: «Мы не будем его менять. Мы его отреставрируем». Как специалист, он определил, что этому изделию больше 100 лет и оно имеет свою художественную ценность. После таких слов я посмотрел на светильник по-иному и тоже увидел, что это старинный предмет и вполне красивый, только надо его обновить. И когда отреставрированное паникадило засияло под сводами храма, я окончательно убедился в правоте специалиста «Каскада».

Кстати, когда обновленный светильник вернулся на предназначенное ему место в храме, это оказало сильное эмоциональное воздействие не только на настоятеля. С паникадилом в Радивонишках связана история, достойная отдельного изложения. Если коротко, то суть такова. 

kask1

В те времена, когда официальной властью осуществлялись гонения на религию, и церковь в Радивонишках была не просто закрыта, а использовалась как склад сельхозпредприятия, храмовый светильник был спасен благодаря местным жителям. Особая роль в этом принадлежит Валентине Рыхлицкой, которая своими руками снимала паникадило, перед тем как его надолго укрыли в Лебедской церкви. Позже Валентина Васильевна еще около 10 лет прятала этот светильник, тщательно завернув в покрывало, на чердаке своего дома. Когда храм вернули верующим, старое паникадило заняло свое место у алтаря. Конечно, вид у него был довольно неприглядный: обломанные кронштейны, утерянные латунные декоративные детали, местами глубоко въевшаяся коррозия. Неумелая переделка каким-то местным мастером свечного светильника под электрические лампы окончательно подпортила внешний облик изделия. Но на «Каскаде» сумели его восстановить и во всем блеске вернули в храм. Говорят, когда сельчанка, которая прятала светильник на чердаке, увидела его, обновленный и сверкающий, в церкви, то заплакала от переполнивших ее чувств.

Возрожденная красота в Голдовской церкви

Меж тем, отцу Николаю Охотницкому было суждено (а может, назначено провидением) еще раз обратиться за помощью в ЗАО «Каскад». Спустя некоторое время сложилось так, что ему, помимо того что он был настоятелем храмов в Лебеде и Радивонишках, было доверено временно (в течение полугода) исполнять обязанности настоятеля храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в агрогородке Голдово. Он сразу обратил внимание, что паникадила здесь выглядят не лучшим образом – почерневшие, деформированные, с ветхой электрической проводкой, того и гляди замыкание произойдет. Причем – теперь даже без консультации специалистов! – он понимал, что эти два главных храмовых светильника необходимо именно реставрировать, а не менять, так как по конструкции, дизайну они были даже интереснее, чем в Радивонишках. На «Каскаде» выразили полное согласие с батюшкой. Работы по реставрации были начаты в начале 2014-го и завершены летом того же года.

IMG 9250

Отреставрированные паникадила произвели большое впечатление на прихожан. Не менее впечатлило прихожан Голдовской церкви и то, что предприятие выполнило работы бескорыстно – в рамках благотворительной деятельности.

– Мне, как священнику, особое удовлетворение доставляет общение с людьми преклонного возраста, пожилыми, сохранившими при этом ясный ум. Потому что они обладают бесценным качеством – жизненным опытом, памятью о далеком прошлом – и могут до нас это донести. Так и старые вещи. Они тоже многое могут помнить и о многом напоминать. И часто они – не хуже новых. А в чем-то – и лучше. В старых изделиях больше натуральных материалов. Это стопроцентно продукт человеческой фантазии, ума, мастерства, ведь раньше проектирование и производство не было компьютеризировано. И благодаря реставраторам из «Каскада» прихожане сегодня имеют возможность оценить талант мастеров прошлых веков, а их души при виде возрожденной красоты наполняются гармонией, – подвел итог плодотворному сотрудничеству отец Николай Охотницкий.

3D-модели отсылали по «электронке»…

Светильники, изготовленные в ЗАО «Каскад», украшают культовые здания не только на Лидчине, но и в Подмосковье – в Новоиерусалимском храме, который входит в сокровищницу русского зодчества и является резиденцией патриархов Русской православной церкви. А совсем недавно, в январе, светильники «Каскада» украсили храм, находящийся за тысячи километров от Лиды – в далеком российском городе Барнауле. Это – тоже история, достойная отдельного изложения. Но, поскольку мы уже в теме, пусть она станет продолжением этой публикации.

Короче, в Барнауле недавно был возведен храм Четырнадцати тысяч младенцев, от Ирода в Вифлееме убиенных. Строительство велось почти десять лет под руководством протоиерея отца Георгия, настоятеля храма. Именно этому священнику возведенное в древних византийских архитектурных традициях строение в немалой степени обязано своими великолепием и красотой. Для величественного (его высота до вершины креста – 48 метров) храма отец Георгий заранее продумал и систему внутреннего освещения. Но кто ее воплотит в жизнь? То, что в России хватает предприятий, специализирующихся на изготовлении церковных светильников, задачу не упрощало. По тем или иным причинам они не устраивали настоятеля. Он не мог определиться с выбором исполнителя, пока, как говорят в народе, из «сарафанного радио» не узнал, что в Беларуси есть фирма «Каскад», в которой накоплен заслуживающий внимания опыт по изготовлению и реставрации храмовых светильников. 

Большое расстояние (между Лидой и Барнаулом почти пять тысяч километров) усложняло взаимодействие. Но помог Интернет. Завязалась переписка. Взаимопонимание было найдено практически сразу. Отец Георгий понял, что высокий профессионализм и компетентность специалистов «Каскада» станут гарантом того, что все его идеи воплотятся в реальность именно так, как он это и задумывал. Благодаря чертежам и изображениям храма, присланным по электронной почте, художники и конструкторы «Каскада» получили максимально полное представление об устройстве и интерьерах храма. С помощью Интернета решались и многие другие вопросы: от обсуждения эскизов, предварительных наработок до окончательного утверждения проектов настоятелем (3D-модели будущих светильников высылались в Барнаул в электронном виде) и заключения договора.

32 голубя для храма Четырнадцати тысяч младенцев

– Отец Георгий обозначил подход и общую художественную идею светильников в барнаульском храме, а мы искали техническое решение, – рассказывал мне на днях заместитель директора ЗАО «Каскад» Сергей Герасимович. – Было это непросто, с некоторыми вопросами (особенностями изготовления светильников в заданном стиле) нам в нашей практике приходилось сталкиваться впервые. Свет в храме – не просто освещение, а большая составляющая литургии. К храмовому светильнику предъявляется немало требований. Нам же предстояло изготовить не один, не два, а десятки светильников: 4 больших и 8 малых хоросов, а также 32 бра. При этом приходилось учитывать, что в храме во всем (в исполнении интерьеров, иконостаса, в использовании строительных и отделочных материалов) нашли отражение древние византийские традиции. В этом же стиле необходимо было выдержать светильники. Будущий образ хоросов выкристаллизовывался постепенно – в процессе работы с искусствоведческими материалами, в ходе выявления характерных особенностей художественного направления.

kask

– Художественную часть проекта выполняла Елена Ткачева, и она прекрасно справилась, – продолжал Сергей Николаевич. – В конструкцию бра (согласно идее отца Георгия) требовалось ввести изображение голубя, священного библейского символа, а хоросы декорировать византийским орнаментом. Художникам пришлось просмотреть десятки специализированных изданий по искусству древней Византии, прежде чем они нашли соответствующий орнамент, устраивающий настоятеля храма. Этот орнамент был вырезан с использованием современных лазерных технологий, а дальнейшая отделка шла с применением классических приемов реставрации для «состаривания» латуни. 

В начале декабря прошлого года эксклюзивные храмовые светильники отправили автомобильным транспортом в Барнаул. 

– Перед транспортировкой изделия были максимально собраны и упакованы. После доставки оставалось только подвесить их на крюки и ввернуть в патроны лампы, – уточнил Сергей Николаевич. – 28 декабря груз получили в Барнауле. А к православному Рождеству Христову хоросы и бра уже украшали новый храм. К сожалению, мы не могли побывать на его открытии и освящении: далеко. Но попросили отца Георгия прислать снимки интерьера, так как очень хотелось видеть, насколько хоросы и бра вписались во внутреннее пространство храма. И, надо сказать, мастера из Лиды полностью справились с поставленной задачей, и тысячи километров не стали этому препятствием. Еще один храм на земле будет украшен белорусскими светильниками, а людей, их создававших, теперь в Барнауле будут постоянно поминать на богослужениях как «благоукрасителей и благоустроителей храма сего».

…Со стороны все это кажется немного фантастичным. Но не зря же говорят: храмы не строят – храмы созидают.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться