В Лидском районе проводят снос ветхих домов

20 Мая 2014 2770

Уменьшение доли сельского населения – естественный процесс в современном мире. Особенность состоит в том, что покидают деревню, как правило, молодые. Старшее поколение остается доживать. А после них остаются дома. У некоторых из них нет наследников. Бывает и так, что они есть, но не хотят объявляться за таким наследством – ветхим домиком в неперспективной деревне или на хуторе. И все эти нежилые ветхие дома становятся головной болью сельисполкомов. Нежилые дома еще больше ветшают, зарастают, портят вид населенных пунктов, не используется плодородная, ранее регулярно обрабатываемая земля.

Выход в этой ситуации один – снос. Но опять проблемы: насколько он законен, кем должен производиться, за чей счет? За последние годы эти вопросы были отрегулированы, каждый пустующий ветхий дом взят сельской властью на учет, и многие ставшие «ничейными» дома на территории нашего района к сегодняшнему дню на законных основаниях уже снесены. Более конкретно об этом рассказала главный специалист землеустроительной службы райисполкома Валентина Ярош.

– Особенно большой объем работ по сносу ветхих домов был выполнен в 2012 году, – отметила Валентина Ивановна. – Всего было снесено 58 домов (40 домов в Можейковском сельсовете, 9 – в Тарновском, по 2 – в Дитвянском, Ваверском, Бердовском, Голдовском, Дворищанском). В 2013 году активно осуществлялся снос в Белицком сельсовете (снесли около 10 домов). В 2014 году в районе, благодаря десяти снесенным домам, высвободились и уже официально поменяли свой статус земельные участки общей площадью 3,9 гектара. Из этих десяти домов шесть было снесено в Белицком сельсовете, два в Лозянах и четыре в Поречье. Это все – хутора, и в результате их сноса высвободилось 2,6 гектара земель, которые переданы КСУП «Песковцы» под пашню. Еще четыре дома снесены в Ходоровском сельсовете – по одному в агрогородках Ходоровцы и Голдово и в деревнях Боярки и Великое Село. В результате сноса в Ходоровцах высвободившаяся земля – 0,4 гектара – передана КСУП «Ходоровцы-Агро» и введена в севооборот. Что же касается освободившихся участков в Великом Селе, Голдово и Боярках, то они находились внутри населенных пунктов и ввести их в севооборот хозяйства было невозможно. Поэтому их передали в ведение сельского Совета, и в дальнейшем они будут предоставляться гражданам (для ведения личного подсобного хозяйства или под строительство нового жилого дома). 

– Сегодня работы по сносу ветхих нежилых домов продолжаются и в других сельсоветах, – дополнила Валентина Ярош. – Но, возможно, не так быстро, как хотелось бы. Думаю, основная причина – в высокой стоимости этих работ. Ведь прежде чем заключить договор по сносу с организацией, за работу надо заплатить. А сельисполкомы не всегда имеют такую возможность. И ищут выход. В каждом сельсовете этот вопрос решают по-разному.

Как именно, я решила узнать, обратившись в некоторые из них. Вот что рассказал глава Круповского сельисполкома Руслан Мельник:

– Процесс сноса – очень долгий и затратный. Прежде чем его организовать, надо подтвердить, что на дом действительно никто не претендует. У нас на учете были два таких дома. Прошло более 5 лет с тех пор, как они попали в наше поле зрения, но хозяева так и не объявились. Дома (от них уже остались лишь фундаменты) перешли в ведение сельисполкома. Сейчас составляется смета на снос, а в ближайшее время мы заключим договор с ПМС на захоронение фундаментов. С оплатой проблем не будет: в бюджете сельсовета предусмотрены такие расходы. А вообще, можно сказать, ветхих домов в сельсовете нет. Нам повезло, что он находится близко от города и люди охотно покупают дома под дачи.

– Зато проблемы, бывает, возникают с теми домовладениями, у которых есть хозяева, – продолжал Руслан Владимирович. – Например, такой дом есть в Гудах. Он стоит прямо у дороги и имеет очень неопрятный вид. Там без света, газа и воды жило не одно поколение семьи. Дом не переоформлен. Главу семьи, пенсионера, три года назад определили в общежитие (где он продолжает злоупотреблять спиртным). В доме прописаны его дочь и внучка. В наследство они пока не вступили. За домом следить не хотят. Дошло до того, что сельский Совет проводил там субботники по наведению порядка. Но чтобы хозяева не думали, что бесконечно будут проверять наше терпение, к ним были применены административные санкции. Кстати, за подобные нарушения КоАП Республики Беларусь предусматривает штрафы до 10 базовых величин. 

– За унаследованными домами, – напомнил Руслан Мельник, – тоже надо ухаживать. К сожалению, бывает, что наследники приезжают изредка на свои дачи, чтоб шашлык пожарить, а дом и участок не содержат в порядке. К таким «дачникам» тоже применимы санкции. А вообще, мы рады, когда к нам обращаются по поводу покупки дома в нашем сельсовете. Это лучше, чем снос. Мы даже можем оказать помощь в переоформлении дома, а впоследствии – в обработке участка. 

Ну а какова ситуация в более отдаленных сельсоветах? Об этом рассказал председатель Ваверского сельисполкома Александр Иодко:

– Такие дома, хозяева которых умерли и не оставили завещаний (а наследники так и не объявились), у нас есть. Часть мы уже снесли, а по нескольким домам в ближайшее время будем обращаться в райисполком, а потом в суд для признания их бесхозными. Снос обычно происходит так: за счет средств сельсовета только захоранивается фундамент, а само строение разбирается на дрова либо родственниками, либо сельхозпредприятием. В этом году мы уже снесли четыре дома. В основном сносим хутора – чтобы выровнять контуры полей сельхозпредприятия. Надо отметить, что в последнее время опустевшие дома в Ваверском сельсовете стали чаще покупать под дачи. Нас это радует, потому что дачники, как правило, за своими домами хорошо следят.

То, что люди опять потянулись к земле, – хорошо. Ну а судьбу тех опустевших домов, которые так и остались невостребованными, в сельсоветах надо решать активней. Бесхозных домов и бесхозной земли быть не должно.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться