Род кукушек

30 Апреля 2014 1407

Стоит в одной из деревень Бердовского сельсовета брошенная пустая хата, зарастает бурьяном…

Кто-то скажет: мол, нашли диво – мало ли в деревнях хат, опустевших после того, как хозяев завезли на погост? Некоторым домам в таких случаях везет: наследники используют их под дачи или продают. Но бывает, что дети и внуки живут далеко и заниматься оформлением и продажей дома им просто недосуг: не наездишься, мороки много. Да и выгоды особой нет. А главное – вдали от отчего дома у них уже есть жилье.

Но в том-то и дело: хозяйка той хаты, что в деревне под Бердовкой, жива. И другого собственного жилья у нее нет. И у ее дочери нет. И у внучки нет. И у правнука – «казенная прописка»… Как же они живут? Вот так и живут. Не сумела бабушка создать достойной семьи, не было тепла и уюта в ее доме – и не у кого было поучиться этому ее дочери. И так – поколение за поколением. Сплошь несчастные женские судьбы. Хотя, наверно, каждая из них при желании могла, несмотря на подножки судьбы (а кому она их не ставит?), что-то в своей судьбе поменять.

Полина Ивановна, хозяйка пустого теперь дома, когда еще жила в нем, снискала о себе нелучшую славу. Матерью была неважной. Постоянной работы не имела. Периодически устраивалась в хозяйство «Бердовка-Агро», но долго не держалась. Пару недель выйдет на работу, потом два месяца не ходит. Жила с того, что где-то что-то «подколымит». Даже сбором маковой соломки не брезговала. Да еще привлекала к этому подросшую дочь Надежду. В общем, как емко охарактеризовали данную семью местные сельчане, «гэта былі людзі незайздроснага ўзору».

Долгая дорога… к дочери

В 1997 году Надежде исполнилось 20 лет, и девушка вышла замуж. В следующем году в молодой семье родилась дочка Машенька. Но ей не суждено было стать залогом семейного счастья. Наоборот, она почему-то оказалась лишней. В 2005 году Надежду и ее мужа лишили родительских прав в отношении их дочери Машеньки. А скоро Надежда Сергеевна осталась совсем одна: в том же году умер ее муж.

Семь долгих лет понадобилось молодой женщине, чтобы понять: без семьи, без своего очага трудно на этой земле, и нет этому другой равноценной замены. Не стали такой заменой и сомнительные друзья, алкоголь. А ее мать, Полина Ивановна, и не стремилась оказать поддержку, потому что сама, в свои зрелые годы, все еще была занята устройством «личной жизни». К тому времени Полина Ивановна уже покинула дом под Бердовкой и уехала к сожителю в Ваверский сельсовет.

Надежда Сергеевна устроилась работать на одно из крупных предприятий в Лиде (где хорошо характеризовалась), сняла в городе жилье, бросила «друзей» и спиртное, стала часто навещать дочь, заботиться о ней. А потом обратилась в суд по вопросу восстановления в родительских правах в отношении дочери. Суд учел положительные характеристики Надежды Сергеевны, и в начале 2012 года несовершеннолетняя Маша была снова передана ей на воспитание.

Новогодний «подарок»

Но это была уже не малышка, в отношении которой ее когда-то лишили прав. Маше исполнилось 13 лет, из подростка она превращалась во взрослеющую девушку. Вот и стать бы Надежде Сергеевне настоящим другом для дочери. Но уроки жизни не пошли женщине впрок.

Уже в октябре 2012 года школа (Маша училась в одной из СШ города Лиды) забила тревогу: девочка находится в социально опасном положении. На то, что в воссоединившейся семье не все идет благополучно, указывали различные факторы. Но когда стало известно, что Надежда Сергеевна куда-то на сутки «испарилась» и не отвечала на телефонные звонки, а

несовершеннолетняя дочь в это время оставалась дома с пьяным хозяином квартиры, администрация школы приняла решение поместить девочку до появления матери в семью тети. В ноябре поведение опять взявшейся за старое Надежды Сергеевны было рассмотрено на заседании комиссии по делам несовершеннолетних райисполкома.

И что же? Женщина сделала надлежащие выводы? Уже через неделю она принимает совершенно неадекватное в данной ситуации решение – увольняется с предприятия, где еще не так давно хорошо характеризовалась. Правда, вскоре устроилась на другое, частное, предприятие, но и там задержалась лишь на пару недель. В самый канун Нового, 2013-го, года, 31 декабря, Надежда Сергеевна сделала себе и дочери «подарок» – лишила свою маленькую семью средств к существованию. 

Ребенок… ждет ребенка

Все эти события происходили на фоне болезни Маши. Из-за нее девочка долго, с сентября, отсутствовала на занятиях. Чтобы подтянуть учебу и поправить здоровье, по ходатайству школы и управления образования Маше в начале января 2013 года, на период третьей учебной четверти, выделили путевку в санаторную школу-интернат под Гродно. Надежда Сергеевна повезла дочь в интернат. Девочку не приняли в интернат из-за… вшей. Через неделю педикулез так и не был вылечен, но Машу приняли в интернат и организовали лечение на месте. 

…На учет как безработная Надежда Сергеевна стала лишь после того, как ее вызвали на совет по профилактике безнадзорности в школе и на комиссию по делам несовершеннолетних в райисполкоме. Но время шло, а горе-мать (стоявшая еще и на учете у нарколога) так никуда и не устроилась, сменила несколько съемных квартир и в итоге поселилась в Ваверском сельсовете у сожителя своей матери. Возвращать Машу было просто некуда. Из школы-интерната ее поместили в социальный приют. А в марте 2013 года от прокурора Лидского района поступило исковое заявление в суд о лишении Надежды Сергеевны родительских прав.

Примерно в это же время стало известно, что 14-летняя Маша… находится на четвертом месяце беременности.

Теперь шансы – минимальны

Суд состоялся в ноябре прошлого года. Что к тому времени изменилось? 

В августе Маша родила сына. Маленького Дениску из роддома поместили в Дом малютки в Гродно. Он там ухожен и накормлен и еще не осознает, что является сиротой при вполне здравствующих маме, бабушке и прабабушке. Потому что несовершеннолетняя мама сегодня живет в социальном приюте и сама нуждается в опеке. Бабушка Надежда Сергеевна нашла в Минске нового сожителя и по-прежнему нигде не работает. Прабабушка Полина Ивановна тоже живет у сожителя – того самого, в Ваверском сельсовете.

А в Бердовском сельсовете ветшает их пустой дом. 

Суд лишил Надежду Сергеевну родительских прав в отношении дочери. Теперь, если она повторно захочет официально вернуть Машу, сделать это будет необычайно сложно, так как суд при рассмотрении дела о повторном возврате будет предельно строгим и беспристрастным.

* * *

Получится ли у Дениса, рожденного вне брака, растущего без матери и проигнорированного бабушкой и прабабушкой, не имея перед собой достойного примера родных, создать в будущем нормальную семью?

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться