На Лидчине вспоминали бывшего священника Гончарской церкви Николая Устиновича

01 Апреля 2014 2191

В минувший вторник на Лидчине вспоминали бывшего священника Гончарской церкви Николая Устиновича. В связи с тридцать пятой годовщиной его смерти у могилы отца Николая на кладбище состоялась панихида.

Благочинный Лидского округа, протоиерей Ростислав Соловьев рассказывает: «В годы войны простые священнослужители своим служением не только помогали населению пережить тяжелые годы, но и часто спасали от репрессий. В Ветхом Завете сказано: «Кто бы ни пошел на войну против нас в день субботний, будем сражаться против него, дабы нам не умереть всем, как умерли братья наши в тайных убежищах… Ибо лучше нам умереть в сражении, нежели видеть бедствия нашего народа и святыни». Священник Николай Устинович часто ходатайствовал за сельчан, арестованных по подозрению в связях с партизанами. Так, при перестрелке между партизанами и немцами жители прихода ушли в лес, а сам священник остался. Каратели стали расспрашивать его о партизанах – отец Николай пояснил, что в деревне их нет. Тогда немцы повели священника под конвоем через всю деревню, предупредив, что если будет хоть один выстрел, то священника убьют, а деревню сожгут. В зловещем сопровождении отец Николай прошел через деревню. Выстрелов не было, все жители остались живы. Отцу Николаю в ту пору не было еще 30 лет...

– Он родился в 1916 году во Владимирской области в семье белорусов, – рассказывает отец Ростислав. – В 1924 году семья переехала в Лиду, мальчик пошел учиться в народное училище, после стал учеником государственной гуманитарной гимназии имени Карла Хаткевича, потом студентом Варшавского университета богословского факультета. После событий 1939 года вернулся в Лиду, где работал секретарем отделения рабочей гвардии, школьным завхозом, директором детской технической станции. Через неделю после начала Великой Отечественной войны Николай пришел в Жировичский монастырь, где его рукоположили в сан священника. Он получил место в Гончарской церкви.

Отец Николай был арестован в 1943 году охраной железнодорожного разъезда и был доставлен в тюрьму. Он в совершенстве владел немецким языком, поэтому допросы велись без переводчика. Священника пытались уличить в связях с партизанами. Через три часа допроса немцы его отпустили, но по возвращении домой арестовали вновь и продержали в одиночной камере. Основания подозревать священника у немцев были. В 1942 году в Гончарах немцы арестовали отцов партизан – родственники пришли за помощью к отцу Николаю. После его заступничества арестованные были освобождены. На протяжении военных лет партизаны систематически навещали дом священника. Однажды к отцу Николаю пришел местный житель и попросил помочь спасти его родственника. В тайне от всех священник сходил на хутор, сфотографировал человека для паспорта. Через время ему удалось достать документы, человек остался жив. За связь с партизанами арестовали еще одного жителя Гончаров. Отец Николай научил его, как отвечать на вопросы, ни в чем не признаваться. Священник поехал вместе с ним на допрос и ожидал в коридоре. Такое внимание и заступничество со стороны священника спасло человека и от расстрела, и от высылки в Германию. В 1942-1943 годах по инициативе священника возле близлежащих к Гончарам деревнях было поставлено пять крестов мира, чтобы было видно, что жители – православные. С осени 1943 года в Гончарах стоял немецкий опорный пункт, священник через коменданта при возможности возвращал паспорта, которые отбирались при облавах. 

Еще раз отца Николая арестовали в 1950 году, обвинив в антисоветской деятельности и сотрудничестве с немцами. Его приговорили к 25 годам исправительно-трудовых лагерей и отправили в Воркуту. Затем срок снизили до 15, после до 10, а затем и до 7 лет. На момент оглашения приговора священнику было 34 года. Умер отец Николай в Гончарах в 1979 году.

В начале 90-х годов проходила массовая реабилитация жертв репрессий. Среди реабилитированных был и отец Николай. Прошли годы, но память о нем жива среди тех, кого он спас, и их близких.

В последнее время растет интерес к местной истории, краеведению. Тем более, возвращение одного из забытых имен является актуальным и востребованным.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться