Даже после войны пришлось еще не раз рисковать жизнью. Ветеран 116-й штурмовой авиабазы отмечает 95-летний юбилей

15 Июля 2020 1526

Всё дальше вглубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но по-прежнему живы в нашей памяти имена тех, кто ценой собственной жизни отстояли свободу и независимость Родины. Время бессильно ослабить память потомков о неизменной стойкости и мужестве нашего народа.

16 июля исполняется 95 лет ветерану 116 гвардейской штурмовой авиационной базы подполковнику в отставке Павлу Семеновичу Машканцеву.

Павел Семенович родился в 1925 году в селе Спасское Кировской области. Мать, Дарья Терентьевна, и отец, Семен Петрович, всю жизнь проработали в колхозе. Помимо Павла, в семье еще было четверо детей – три брата и одна сестра.

Первым учебным заведением, где обучался будущий защитник Родины, стала сельская школа, в которой он проучился восемь лет на «отлично». Работать маленький Паша стал в возрасте 10 лет в колхозе: во время летних каникул помогал отцу ухаживать за лошадьми.

В первые месяцы войны Павел Машканцев, которому к тому времени только исполнилось 16, работал в поле – стране нужен был хлеб. Даже в школу старшеклассники вышли тогда не 1 сентября, а на месяц позже – уборочная страда была важнее. Он вспоминает, как вместе с ровесниками ел картошку с кожурой, спал всего по четыре часа и при этом даже успевал бегать на танцы!

В ноябре 1942 прямо со школьной скамьи ученик 9 класса Павел Машканцев был призван в ряды Красной Армии и направлен в школу авиационных механиков в город Вольск Саратовской области, где вместо 3-х лет учился 1 год и 2 месяца, трудился там по 12 часов в день.

«Помню, мой отец поддержал меня, – говорит ветеран. – Сказал, что в школе меня хотя бы научат военной тактике. И был прав. Моих ровесников призвали в армию через год после того, как я отправился учиться на авиамеханика. Они попали в пехотную дивизию, которая сформировалась всего за месяц. Говоря иными словами, ещё совсем зелёных мальчишек, не знающих толком никакой тактики и не готовых к сражениям, посылали воевать! Немного позднее я узнал, что почти вся наша Кировская дивизия полегла в 1943 году подо Ржевом».

После окончания авиационной школы Павел был направлен в город Аткарск в 16-й запасной истребительный авиаполк, где обслуживал самолеты, прибывшие с авиазаводов для отправки на фронт.

С августа 1944 года авиационный механик самолета Як-3 Павел Машканцев в звании сержанта (впоследствии – старшина) воевал в составе 116 гвардейского истребительного авиаполка 263 истребительной авиационной дивизии 16 Воздушной Армии.

Предполетная подготовка Як-3 занимала в среднем 30 минут, но обслуживание после вылета зависело от полученных машиной повреждений. Если самолет вернулся целым, то ограничивался осмотром, заправкой сжатым воздухом, водой и топливом. Молодой механик с тревогой провожал и ждал экипажи из воздушных боёв. А после каждого ожесточённого боя самолёты возвращались изрешечённые, требовавшие ремонта.

Однажды Машканцеву пришлось ремонтировать машину трое суток – без перерыва на сон. Пуля пробила радиатор, мотор перегрелся, и пришлось менять все 12 цилиндров. Хватало и других повреждений. Обшивка «Яка» делалась из прочной фанеры. На нее приклеивалось полотно, грунтовалось, окрашивалось в несколько слоев – времени на просушку в холодное время требовалось очень много. Сержант Машканцев соорудил сушилку. Пока сох один слой краски, он занимался движком, потом опять чинил обшивку. После работы ему разрешили поспать несколько часов, но в течение полутора суток так и не смогли разбудить. Всего за 1945 год авиамеханик Машканцев обслужил 101 боевой вылет без аварий и поломок по личной вине.

Павел Семёнович помнит едва не каждый день войны, особенно ярко её последние дни и месяцы. В мае 1945-го авиационный полк базировался около Берлина на аэродроме Гютерготц. Во время битвы за Берлин боевые вылеты шли не прекращаясь. Нужно было постоянно готовить самолёты. Ветеран вспоминает, что когда война была почти на исходе, в ночь с 1-го на 2-е мая шеститысячная группировка немецких солдат, многие из которых были с детьми и жёнами, пыталась пробиться из окружения через наш аэродром к американцам. Бой превратился в пекло – немцы шли напролом, терять им было нечего. Кругом стоял такой грохот, что закладывало уши. Казалось, что пламя огня охватило и небо, и землю. Задыхаясь в дыму, советские солдаты отчаянно сопротивлялись натиску немцев. Чтобы спасти полковое знамя командир звена Владимир Горбань обмотался им и вынес с поля боя на себе…

Рядовой и сержантский состав авиационного полка (в их числе был и Павел Семенович) вел огонь по фашистам. Когда закончились патроны, Машканцев вспомнил: в училище рассказывали, что на Халкин-Голе техники били японцев из самолетных пушек. Механик развернул свой истребитель, выбрал позицию и стал вести огонь короткими очередями…

Когда о попытке прорыва доложили командующему Первым Белорусским фронтом, тот приказал выдвинуть 13-й механизированный корпус, который в дальнейшем окружил группировку немцев. В конечном итоге, поскольку враги были окружены, к вечеру они стали сдаваться. Павел Машканцев вместе с двумя сослуживцами взяли в плен 268 человек, которые прятались в лесу неподалёку от аэродрома. Ветеран вспоминает, как удивлён он был тому, что сотни солдат покорно сложили оружие перед тремя мальчишками.

«Что запомнилось... Они бросали оружие, мы их строили, и тут вышел седой майор... Он плакал. Оказалось, это профессор, мобилизованный на оборону Берлина. Ему было уже за 70. Изначально он был с семьей. Но пропаганда Геббельса была настолько сильна, и он так этому верил, что решил застрелить свою жену и двух дочерей, чтобы те не попали в плен, якобы на истязание нам, красноармейцам. Потом хотел убить себя, но когда все сдались, сил уже не хватило...». По итогам этого боя сержанта Машканцева наградили медалью «За отвагу».

«К вечеру Берлин был полностью взят. Над рейхстагом водрузили знамя Победы. Все стреляли в небо, появилось зарево от пуль... Кричали: «Победа! Победа!!!» И мы тоже стали стрелять в воздух, прыгать, обнимать друг друга, радоваться, что война наконец-то заканчивается!!!»

Даже после войны молодому человеку пришлось ещё не раз рисковать жизнью. Однажды в ноябре 1945 года солдаты обнаружили, что в подвале их казармы, находившейся под Берлином, было заложено несколько килограмм взрывчатки. Во время утренней зарядки кто-то из ребят буквально чудом заметил шнур, который тянулся по земле, шёл прямо к стенам казармы и нырял в подвал.

А последнее эхо войны настигло роту Машканцева во время следования из Германии в город Ковель (Волынская область, Украина). Солдат погрузили в эшелон, которым управлял немецкий машинист. Когда поезд проходил через лес, все увидели вдалеке огонь и сообразили, что кто-то попросту поджёг мост, к которому приближался их эшелон. Дальше, по рассказам ветерана, всё было почти как в кино – машинист поезда, несмотря на приказы советского офицера остановиться, только прибавил скорости. В итоге поезд на всех парах пронёсся по мосту, и едва его хвост скрылся в чаще леса, мост рухнул от сокрушительного взрыва.

В своё родное село Павел Машканцев вернулся только в середине 1946 года. Побыл там 10 дней и снова отправился в армию - поступил в училище, потом в академию… Прослужил в авиации 34 года. С ноября 1963 года по июнь 1965 года Павел Семенович находился в правительственной командировке на Кубе, передавал свой опыт и знания по освоению авиационной техники и ее применению в бою против диверсионных групп, которые пытались сорвать уборку урожая сахарного тростника.

После увольнения в 1976 году в запас работал председателем ДОСААФ на заводе «Воронежсельмаш» затем 17 лет – в гражданской обороне МЧС. В общем после 34 лет службы еще 24 года трудился на «гражданке».

За мужество и героизм, проявленные в годы войны, Павел Семенович Машканцев награжден орденом Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». В последующие мирные послевоенные годы – еще 16 правительственными наградами.

Ко времени своего увольнения попал в Воронеж и здесь обосновался с семьёй. Да и сейчас, когда служба давно позади, а дети и внуки выросли, ветеран не может сидеть на месте – часто бывает в школах, общается с детьми, ездит с ними на экскурсии.

«Мы живём в очень непростое время, – говорит Павел Семёнович. – Историю нашего народа и то, что происходило в годы войны, стараются всё время оболгать. Но пока мы живы, дети должны знать правду!»

Личный состав 116 гвардейской штурмовой авиационной базы поздравляет Машканцева Павла Семеновича с 95-летием! Спасибо Вам за ратный труд! Желаем Павлу Семеновичу жизненного оптимизма и неиссякаемого здоровья!

В 2021 году 116 гв. ШАБ будет отмечать 80 лет со дня образования. В рамках подготовки праздничных мероприятий, обновления экспозиции Комнаты Боевой Славы командование авиабазы обращается ко всем ветеранам – если вы располагаете любыми сведениями либо данными, имеете фотографии и можете дополнить историю полка и базы, просьба связаться с нами по адресу: eduard_92761@mail.ru.

Текст: Эдуард Жмакин.Эдуард Жмакин.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться