Часть дома снесли, но право на нее осталось. Почему пенсионер из Лидского района не может оставить в наследство земельный участок?
09 Апреля 2020
1887
Сегодня человек уже в почтенном возрасте, поэтому задумался о том, чтобы привести в порядок дела и оставить детям, внукам наследство. Но внезапно столкнулся с трудностями. Земельный участок оформить не смог, поскольку дом его находится в долевом владении. Хотя доли фактически нет: ее снесли 17 лет назад.
Бывшая соседка Николая Новика выехала в Российскую Федерацию много лет назад (он и не знает, жива ли она сейчас). Со временем ее часть дома стала ветхой, пришла в негодность, в углах образовались огромные щели. Однажды женщина приехала, чтобы решить дела. С соседом договорились, что ее ветхую долю снесут, а точнее, сделает это Николай Петрович, бревна заберет себе на дрова. В Гончарском сельском Совете женщина получила официальное разрешение на снос. Николай Петрович уплатил ей деньги за дом, а фактически за дрова, взяв расписку о получении денег. С тем женщина уехала и больше не вернулась.
Долю дома Николай Новик разобрал сам. Сельский Совет, по его словам, торопил, ведь ветхая часть с улицы имела совсем неприглядный вид. Сегодня уже мало что напоминает о том, что здесь когда-то была еще одна, жилая часть дома и что в ней жили люди. Однако вспомнить это Николаю Петровичу пришлось. А возможно, придется вспомнить и его будущим наследникам.
«Как же так? – недоумевает Николай Петрович. – Ведь ее уже давно нет. Ведь снос дома был выполнен с ведома и по решению сельского Совета. А соответственно, сельский Совет должен был подать сведения в БТИ о снятии с учета этой доли дома. Выходит, это по каким-то причинам не было сделано?!»
Николай Новик за последние три года не раз заходил в сельский Совет с вопросами и просьбами проблему решить. По его словам, обещали помочь. Но на деле вышло так, что проблемой заниматься должен только он сам. Хотя и не понимает как. Ведь это не его доля!
Редакция также обратилась в Гончарский сельский Совет.
– Действительно, у домовладения имеются два собственника. И земельный участок Николай Петрович может в данный момент только оформить в аренду на 50 лет, – ответил его председатель Валерий Колодко. – Покупка доли жилого дома не оформлена договором купли-продажи, имеется только расписка о получении денег за данную часть (или за дрова) от женщины.
В сельском Совете Николаю Новику рекомендовали обратиться в суд с распиской о признании ее документом, подтверждающим покупку данной доли в частную собственность. После вынесения судом решения Лидский филиал РУП «Гродненское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» сможет снять с учета эту долю и передать земельный участок в пожизненное наследуемое владение Николаю Петровичу Новику.
Однако Николая Новика такой ответ и такой алгоритм действий не удовлетворили. Мы вместе с ним отправились в сельский Совет, где он снова задал волнующий вопрос: почему сельский Совет не оформил снос и изъятие доли ни тогда, ни сейчас?
– Это частная собственность, и мы не имеем права ею распоряжаться, – отвечала управляющая делами Людмила Ярмантович. – Вы сами должны были это сделать. Вы же заплатили соседке, вы купили у нее ее часть.
Но Николай Новик стоял на своем: «Я купил у нее дрова и не имею отношения к доле. Этим должен был заниматься сельский Совет, который давал разрешение на снос!»
Директор Лидского филиала Гродненского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру Чеслав Василевский, который знаком с ситуацией Николая Новика, пояснил:
– В правовом отношении доля этой женщины существует и будет существовать до тех пор, пока кто-то не вступит в наследство и не реализует ее. Или пока суд не признает, что Николай Новик является собственником всего жилого дома.
В общей долевой собственности ни один из хозяев не может ничего сделать без согласия другого. В данном случае снесена физическая доля. Но в правовом отношении она осталась – за собственницей или ее наследниками. Да, сельским Советом было дано разрешение на снос. Любые ветхие части капитального строения могут сноситься, уменьшаться, но право не исчезает. Право регистрируется за капитальным строением. На основании факта сноса мы не можем долю из государственного регистра исключить – мы можем уменьшить размер капитального строения, но доля останется.
Становится понятным, почему возникла такая ситуация. В правовом отношении люди не всегда грамотны. Они приняли такое решение и думали, что снесут часть дома и ее не будет. Но, к большому сожалению, все не так просто. У Николая Новика теперь есть два варианта: либо искать наследников соседки, которые должны вступить в наследство матери и оформить с ним сделку (хотя где гарантия, что наследники не потребуют у него купить их долю?), или идти в суд и доказывать правомочность своей расписки, что он купил долю. И только в случае положительного решения (а суд, кстати, вправе поинтересоваться, где наследники и не против ли они) оформить свое право на весь дом и участок.
Жителя деревни Дроздово не удовлетворяют такие варианты. «Я, может быть, и пойду в суд, но с иском к сельскому Совету», – говорит он.
0Комментарии
Авторизоваться
Для отправки отзыва нужно авторизироваться.