Жителей Лиды атаковали продавцы фильтров для очистки воды

30 Января 2014 5596

К данной теме побудили обратиться звонки наших читателей, которых атаковали продавцы фильтров для очистки воды, убеждающие в том, что пить воду из-под крана опасно для жизни, так как в ней содержится много вредных веществ. Это бактерии, грибки, невидимые глазу паразиты, тяжелые металлы, хлор и прочее. А для того чтобы люди осознали, какую ужасную воду они потребляют, предлагают бесплатный анализ.

Чтобы посмотреть, как это делается, корреспондент «Лідскай газеты» побывал на одной из подобных презентаций. 

Всё плохо?..

В общем, по словам менеджеров предлагаемой продукции, всё плохо: мы пьем не чистую воду, а настоящее «болото», что «подтвердилось» после проведенного «опыта». Почему я ставлю так много кавычек, станет понятно чуть позже. В общем, после проведенного гостем в квартире одной из моих знакомых эксперимента вода, набранная из-под крана, приобрела жуткий коричнево-зеленый цвет и неприятный запах. Опыты наш «естествоиспытатель» ставил с использованием нехитрого, на первый взгляд, оборудования. Один прибор был похож на градусник, другой напоминал сдвоенную вилку, вставляемую в розетку.Далее нам было рассказано, что такое «болото», опасное для жизни, потребляют все жители нашего города, которые не пользуются фильтрами. Они-то и предлагались, чтобы уберечь свое здоровье от «страшной» воды из-под кранов. В общем, знакомая моя, человек образованный, покупку не совершила. Но до сих пор сомневается: правильно ли она поступила? С одной стороны, понятно, что распространители стремятся сбыть больше товара и прямо сейчас, поэтому сгущают краски. С другой, может быть, есть доля истины в их страшилках?..

Всё не совсем так…

Так все-таки нужен ли дома фильтр и откуда в нашей воде столько «грязи»? С таким вопросом я обратилась к начальнику производства водопроводно-канализационного хозяйства Лидского ГУП ЖКХ Юрию Берцевичу. 

– Дай Бог, чтобы такая вода, которую мы пьем сегодня, была доступна и следующим поколениям, – сказал он. – Будьте уверены: и зональный центр гигиены и эпидемиологии, и другие службы постоянно контролируют качество воды. Каждый год берутся тысячи проб, не только на входе, но и по периметру трубопроводной сети. В лабораториях жидкость исследуется по десяткам показателей, в том числе проверяется уровень содержания в воде железа, фтора, бактерий и других микро- и макроэлементов.

По словам Юрия Станиславовича, больше всего проблем, касающихся лидской воды, было с железом, которым богаты водоносные слои Беларуси. Однако сегодня станции обезжелезивания избавили нас от металлического привкуса.

Теперь о хлоре и старых водопроводных трубах, проходя через которые вода заражается вредными организмами. Это тоже один из козырей в аргументах продавцов, рассказывающих о том, что очистка воды с помощью хлорирования делает ее еще более страшной. 

– У нас воду уже давно не обеззараживают хлором, – улыбнулся Юрий Станиславович. – Что касается старых труб, то они, конечно, влияют на качество воды, но с каждым годом металлических коммуникаций под землей и в квартирах становится все меньше, им на смену приходит пластмасса, более долговечная и устойчивая к коррозии. И не следует забывать, что вода в трубах не стоит на месте, а следовательно, просто не успевает «испортиться» настолько, чтобы стать вредной для здоровья.

Далее мне рассказали о хитрости проводимого эксперимента. Оказывается, данный анализ-фокус с водой из-под кранов не имеет никакого отношения к контролю качества питьевой воды. Он показывает не количество загрязнений в воде, а количество растворенных в ней полезных минеральных солей, без наличия которых наша вода как раз-таки мертва и вредна. Как это происходит, рассказала мне инженер-химик Виктория Степных:

– В водопроводную воду опускают металлические электроды и включают ток. Вода начинает бурлить и окрашиваться. Это опыт по электрохимии для средней школы: на одном электроде выделяется водород, а на другом образуется окрашенная соль металла, из которого сделан электрод. Этот электрохимический опыт с цветной реакцией и выдается за загрязнение питьевой воды.После мне предложили побывать на водозаборе «Дубровня», побеседовать со специалистами и воочию убедиться, какие стадии очистки проходит наша вода, которую мы затем пьем.

Что я и сделала.

Дело техники

Откуда же берется вода в наших квартирах и домах? Ее подают с водозаборов, которых у нас три: «Боровка», «Дубровня» и «Южный». А как она оказывается там? Некоторые думают, что прямо из рек и озер. Оказывается, нет. Каждый водозабор имеет свои артезианские скважины. Что же это такое? Не путать с техническими водоемами, вырытыми для обеспечения пожарной безопасности. Данные скважины образуются методом бурения и имеют глубину до 300 метров. В Лидском районе таких скважин 124. Кстати, из подобных скважин добывается и минеральная вода, которая считается лечебной. Откуда берется вода в этих скважинах? Все тоже объясняется просто. Вода бывает поверхностная (это реки и озера), грунтовая (шахтные колодцы) и межпластовая, которая и добывается с помощью артезианских скважин. Данная вода уже и без того прошла свою природную очистку, пробиваясь через почву и насыщаясь необходимыми макро- и микроэлементами. Она и есть та самая «живая» вода из сказок.

Вода

«Зачем же ее чистить?» – спросите вы. Этому тоже есть объяснение. Количество веществ, содержащихся в питьевой воде, строго регламентировано санитарными нормами, а требования к физиологической полноценности питьевой воды оговорены в Постановлении Министерства здравоохранения нашей страны. Так вот, именно для того, чтобы проверить эту полноценность, и существуют аккредитованные лаборатории, образованные специалисты и оборудование для дополнительной очистки.

Артезианская вода поступает на «свой» водозабор и попадает в приемную камеру фильтров станции обезжелезивания для обогащения кислородом, оттуда по водосливному устройству поступает на фильтры для обезжелезивания, а затем оказывается в резервуарах чистой воды, которые опломбированы, и ничто постороннее в них попасть не может. Из этих резервуаров она (после прохождения лабораторных исследований) и подается в общегородскую сеть. Чтобы к качеству воды не было претензий, имеются две аккредитованные лаборатории – химическая и бактериологическая, с помощью которых вода проверяется на 22 химических показателя и 5 микробиологических. 

– Требования к лабораториям очень строгие, – рассказала лаборант Елена Буяк. – Все оборудование в означенные сроки проходит аттестацию и поверку. Гигиенические требования к качеству, а также правила контроля качества питьевой воды установлены санитарными правилами и нормами. В соответствии с этими правилами разрабатываются рабочие программы контроля, согласованные с зональным центром гигиены и эпидемиологии и утвержденные Лидским райисполкомом. Поэтому могу с точностью сказать, что питьевая вода, поступающая из коммунального водопровода, соответствует всем требованиям по всем показателям.

Чтобы увидеть, как все происходит, я попросила и здесь провести эксперимент. Он проходил так: из-под крана лаборант набрала воду. Кстати, для всех анализов предназначена стерильная посуда, а не стаканы или чашки. Далее набранная проба воды была перелита в другую колбочку со специальным реактивом. Как выяснилось, для каждого вещества реактив свой. Мы проверяли нашу воду на наличие в ней железа. Затем из колбочки с реактивом проба воды была помещена в специальный аппарат, на табло которого и высветились цифры – 0,05… Что они означают?

– Это и есть количество железа на дециметр кубический. Предельно допустимая норма может составлять 0,3 милиграмма на дециметр кубический, – пояснила Елена Буяк. – А это означает, что в лидской воде количество железа минимально. Также соответствует всем нормам и количество других микро- и макроэлементов.

Выводы

Самый главный: если к вам в квартиру для проверки питьевой воды постучались специалисты Лидского ГУП ЖКХ, санитарной или других служб, у каждого из них имеются удостоверение, предъявляемое по первому требованию, и бедж. То есть каждый лидчанин может и должен проверить, не явились ли под видом специалистов воры, мошенники или грабители. В чем нельзя убедиться, если подобных документов у нежданных гостей нет.

Отбор проб для исследований у потребителей производится лаборантом в специально подготовленную лабораторную посуду. Все пробы доставляются в лабораторию, где проводятся исследования на аттестованном в установленном порядке оборудовании по методикам, разрешенным к применению в Республике Беларусь.

И еще. Чем же вредна вода, полностью очищенная от минералов? Тем, что любому живому организму без них не обойтись. Если у нас в организме недостаточно того же железа, может «забарахлить» сердце и придется принимать железосодержащие лекарства. Нехватка фтора грозит разрушением зубов и костей, йода – замедлением развития центральной нервной системы. И так далее.Аквариумисты знают, что если в аквариуме возникает недостаток тех или иных веществ, мы наблюдаем печальную картину: рыбки гибнут. То же самое происходит с растениями – они перестают расти, теряют листья, цвет их бледнеет…

Так нужна ли нам такая «мертвая», но чистая и не образующая никакого осадка вода? Для себя я решила: нет, а свой выбор каждый вправе сделать сам.

P.S. Стоит все же успокоить тех, кто уже приобрел и использует бытовые фильтры для очистки питьевой воды. К счастью, они не превращают «живую» воду в «мертвую». При наличии «передозировки» тех или иных веществ они могут быть полезны. Просто реклама данных приборов и слухи о вредоносной водопроводной питьевой воде, мягко говоря, несколько преувеличены.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться