Здесь каждый метр полит еврейской кровью. В Лиде на месте массового убийства, где 8 мая 1942 года расстреляли тысячи евреев, прошел траурный митинг

08 Мая 2019 3510
Весной 1942 года Лида стал одним из многих городов Беларуси, где немецко-фашистские захватчики учинили массовую расправу над еврейским населением. Страшные события произошли 77 лет назад, 8 мая. Тогда всего лишь за один день в ходе ликвидации трех лидских гетто по разным данным было зверски убито от пяти до восьми тысяч человек. Среди которых – женщины, старики и дети.

Сегодня, в годовщину трагедии, почтить память жертв нацизма пришли представители местной власти, лидской еврейской общины, а также гости из Минска, России, Германии и Израиля. Люди возложили цветы и венки к мемориалу, зажгли поминальные свечи, прочитали молитвы.

– Мероприятие не хотелось бы называть просто митингом, это встреча поколений, это воспоминания, это не утихающая боль за стариков, детей, женщин и мужчин, хладнокровно лишенных жизни только за их происхождение, – сказала руководитель регионального мемориально-культурного общественного объединения Татьяна Мелевич.

Среди тех, кто пришел сегодня почтить память расстрелянных в далеком 1942 году евреев, была Мария Сидорова-Шпилькер, которая в Лиду прилетела из Германии. Биографически с нашим городом, да и с Беларусью, ее ничего не связывает. Разве что желание сохранять многострадальную историю еврейского народа в годы Великой Отечественной войны, старание исправить ту ужасную катастрофу. «Убитых, замученных вернуть невозможно, но можно вернуть их достоинство», – уверена гостья из Германии (внизу на фото в центре).

– Эта тема несправедливости, бесчеловечности – она общая для всех, – считает Мария. – И очень важно, чтобы о ней рассказывали свидетели, люди, которые знают, которые сами видели и были здесь. Важно, чтобы называли имена загубленных. В Западную Беларусь я впервые попала в 2012 году в рамках сотрудничества с Московским центром «Сэфер», который занимается исследованием истории и жизни евреев на бывшем постсоветском пространстве. Тогда мы приехали в небольшое местечко Желудок, где массовый расстрел евреев произошел 9 мая 1942 года, на следующий день после Лиды. Я была потрясена услышанным. В 2013 году вместе с немецким фондом «Память, ответственность и будущее» мы организовали в Желудке историческую мастерскую, которая продолжает хранить память о тех, кто был зверски убит только из-за своей национальности. Несмотря на то, что в Желудке сегодня не проживает ни одного еврея, там осталась синагога, здания, где жили и трудились евреи, кладбище. Каждое из этих мест мы обозначили мемориальной табличкой. Таким образом будто фотография проявилась: стало видно и понятно, что у Желудка есть прошлое и что связано оно в том числе с еврейским народом. К слову, в 2013 году я впервые познакомилась с лидской еврейской общиной: искала очевидцев войны, но, повторюсь, в Желудке евреев больше не осталось. Через Тамару Бородач, которая раньше проживала в Лиде, стояла у истоков зарождения здесь еврейской общины, и которая уже живя в Израиле организовала международный проект «Корни», я вышла на лидчан. Тогда в Желудок приехали две супружеские пары, которые рассказали о лидском гетто, о лидской трагедии. Так завязалась наша дружба. Потом представители общины не раз приезжали в Германию по обмену опытом. В прошлом году осенью, к примеру, мы знакомили лидчан с аналогичным Желудку небольшим городком во Франконии – евреям не разрешали жить в больших городах, они переезжали в сельскую местность. Так вот немцы в этом городке, где сегодня также не осталось ни одного еврея, сделали большой музей в память о существовавшей тогда еврейской общине. Обозначили дома, где жили люди, мастерские, где трудились кузнецы, кожевники, бондари и другие ремесленники. В этом городе во Франконии также сохранилось еврейское кладбище, за которым ухаживают местные школьники. Всю эту работу координируют общественные организации, которые финансируются государством, спонсорами. Так, мы хотели показать коллегам из Лиды, какие формы памяти возможны. И что немцы не переписывают историю, а принимают ее, донося нынешнему поколению, вовлекая молодежь в сохранение этой памяти. Потому что не важно, какой ты национальности, главное – чтобы ты был и оставался носителем нормальной генетической памяти.

Мария Сидорова-Шпилькер рассказала и о том, что в Германии знают о Лиде. Опять-таки совместно с региональным мемориально-культурным общественным объединением в боварском городе Ландсхут, что недалеко от Мюнхена, была организована тематическая выставка. «И ее гости с удивлением узнавали, что Лида – это не только квас и пиво (а эти напитки продаются и в русских магазинах, и в супермаркетах и очень любимы немцами), но Лида – это еще и наследница ужасной трагедии, город, где зверски были уничтожены тысячи еврейских мирных жителей», – добавила Мария.

Дружба немцев и лидской еврейской общины будет продолжена. Планируется, что уже в этом году лидчане снова посетят Германию, где примут участие в культурном образовательном проекте.

…Сегодня расстрелянных 77 лет назад в Лиде евреев вспоминали и в Израиле. Люди говорили о тех событиях, вспоминали своих родных. Церемония прошла на военном кладбище в Тель-Авиве. Здесь на центральной аллее в память о лидском гетто установлен большой черный камень. На нем размещены 3500 мемориальных табличек с фамилиями и именами тех, кто покоится на братской могиле в нашем городе. «Это имена тех, кого смогли вспомнить потомки… Понятно, что эта цифра должна быть умножена как минимум вдвое», – сказала Тамара Бородач.


















 

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться