В Лидском районе растет одна из самых старых белорусских сосен (фото)

23 Октября 2014 5642

О сосне-великанше из д. Новицкие-2 Третьяковского сельсовета «Лідская газета» рассказывала уже неоднократно. Это дерево, как будто упирающееся ветвями в облака, впечатляет своей величиной – обхватить его можно разве что втроем. Хотя, признаемся, кроме восхищения, сказать-то было особо и нечего – ни одного факта, ни одной зацепки о возрасте сосны либо других исторических подробностях за многие годы ни журналистам, ни краеведам не удавалось найти, – сосна слишком стара. Но… Судьба дерева-старожила недавно все-таки сделала новый виток. Не без гордости скажем, что свершилось историческое событие в том числе и благодаря «Лідскай газеце».

 

 

О чем шумит старая сосна?

Отправной точкой события стал звонок в редакцию лидчанина Александра Сургеневича. Разговор наш зашел о сосне, правда, не той, которая растет в Новицких, а о другой, ее великовозрастной сестре из Верх-Лиды.

– Эта сосна растет на деревенском кладбище, – говорил Александр, – даже обычным взглядом можно определить, что ей не меньше ста, а то и двухсот лет. Я, к примеру, таких деревьев нигде не встречал. Мы с отцом измерили ее окружность, она оказалась 3 м 70 см. Поискав информацию в Интернете, я узнал: подобные деревья находятся в Беларуси под охраной. А таких больших, как дерево в Верх-Лиде, у нас вообще очень мало.

Чтобы увидеть сосну своими глазами, корреспондент вместе с Александром отправился в Верх-Лиду. То, что предстало взору, действительно, впечатлило. Огромная сосна, обхватить которую не хватило раскрытых объятий двух человек, живой свидетель вековой истории, о чем-то шумела своими ветвями, как будто хотела что-то сказать. За годы она чуть наклонилась в сторону, а ствол внизу обгорел (очевидно, кто-то когда-то, убирая мусор, решил сжечь его вместе с сосной).

«Много раз я пытался разузнать у своего отца, который родился и вырос в Верх-Лиде, кто и когда посадил это дерево, – говорит Александр. – Однако он никогда не слышал никаких подробностей».

Сосна

Александр не остановился на простом лицезрении вековой сосны, а решил пойти дальше и обратился в Институт экспериментальной ботаники им. В. Ф. Купревича Национальной Академии наук Беларуси. С учеными-ботаниками по телефону связался и корреспондент «Лідскай газеты». В разговоре с кандидатом биологических наук, ведущим научным сотрудником сектора мониторинга растительного мира Института экспериментальной ботаники НАН Беларуси Ириной Вознячук корреспондент рассказал также и о дереве-старожиле из Новицких-2, которое величиной, а значит, и возрастом, будет ничуть не меньше сосны в Верх-Лиде. Информация вызвала у Ирины Петровны немалый интерес. 

– Подобных деревьев в Беларуси действительно мало, – заметила она, – и каждая такая находка требует отдельного внимания и исследования. Сейчас мы как раз готовим проект по выявлению и исследованию подобных деревьев. Будем бросать клич по всей Беларуси и собирать любую информацию об уникальных деревьях.

Заинтересованные ученые тогда же пообещали в ближайшее время приехать на Лидчину и с помощью специального прибора определить возраст сосен. Если он действительно таков, как и предполагается, будет решаться вопрос о присвоении им статуса памятников природы.

200 лет на земле верх-лидской

Буквально через две недели после нашего разговора в Лиду, действительно, прибыли ученые – знакомая уже нам Ирина Вознячук, а также научный сотрудник лаборатории геоботаники и картографии Николай Вознячук и научные сотрудники сектора мониторинга растительного мира Института экспериментальной ботаники НАН РБ Роман Голушко и Светлана Терещенко.

Вид сосны в Верх-Лиде, куда мы отправились вместе с ними и Александром Сургеневичем, впечатлил ученых. Однако они сразу же определили: все сосны, растущие на этом кладбище, даже те, которые с виду тоньше и меньше, примерно одного возраста. Но чтобы быть точными, выполнили необходимые измерения. Длина окружности сосны оказалась равной 3 м 60 см (расхождение с параметрами Александра получилось потому, что по правилам лесной таксации окружность измеряется на высоте 130 см от основания дерева). Высота дерева 25 метров. Возраст сосны определялся с помощью приростного бура, в результате чего был отобран керн ствола дерева. Ученые рассказали, что, сосчитав кольца на керне, можно установить абсолютный возраст дерева, т.к. каждый год его жизни соответствует годовому приросту ствола – кольцу. Также обратили внимание, что кольца на керне распределены неравномерно, и объяснили это результатом изменения условий роста дерева.

3

Научные сотрудники института экспериментальной ботаники им. В. Ф. Купревича Ирина Вознячук, Роман Голушко, а также лидчанин Александр Сургеневич по керну определяют возраст сосны в д. Верх-Лида. 

– Похожая сосна, с окружностью 3 м 70 см, в этом году была выявлена в окрестности города Бобруйска, – говорит Ирина Петровна, – но она поразила нас своими параметрами в большей степени, т.к. деревья в насаждениях более стройные в сравнении со сверстницами, произрастающими на открытой местности, из-за постоянной конкуренции за свет и питание. В результате нами подготовлены документы на объявление бобруйской сосны ботаническим памятником природы местного значения, что обеспечит ее сохранность и, надеемся, еще не одному поколению возможность восхититься величием векового дерева.

Ботаническое открытие в Новицких-2

На этом в деле исследования лидских сосен-великанш могла быть поставлена точка. Будучи ограниченными во времени, научные сотрудники спешили выполнить еще одну работу в рамках командировки в Лиде. Но… Упустить такой шанс и не пригласить их посмотреть еще одно уникальное дерево – в Новицких-2 – было просто нельзя! Когда еще Лидчине представится шанс принимать у себя ученых и показывать им свои природные сокровища для анализа и исследования?! К счастью, к доводам корреспондента «Лідскай газеты» научные сотрудники прислушались и выкроили еще немного времени, чтобы побывать в Новицких.

Увидев то, ради чего ехали, ученые не могли сдержать восхищения: «Вот это да! Спасибо, что вы привезли нас сюда!»

Правда, радостное воодушевление вскоре было чуть подпорчено. Прямо на огромной вековой сосне (а растет она также, как и в Верх-Лиде, на кладбище), кто-то прибил табличку «Спилим дерево аккуратно» и указал телефоны, по которым можно заказывать услугу. Вот те на! Редчайший экземпляр и – пожалуйста, спилим дерево!? Табличка была сорвана, ей здесь не место.

5

Ученые принялись обследовать сосну. С одной стороны дерева, у основания, было обнаружено дупло, имеют место на стволе и следы старых ран, как следствие – сухие ветви в кроне. «К сожалению, – заметила Ирина Петровна, – старовозрастным деревьям, как любому живому организму, свойственны болезни, образование дупел и появление сухих ветвей, но это не значит, что оно подлежит спилу. Такие деревья заслуживают особого внимания и нуждаются в нашей помощи, которая должна выражаться в лечении ран, пломбировке дупел и при необходимости обрезке сухих ветвей».

К сожалению, прокрутить дерево и получить необходимый керн не представилось возможным из-за наличия сердцевинной гнили ствола, поэтому возраст ученые пообещали установить в лабораторных условиях. А вот длина окружности ствола составила 4 м 12 см. Эта сосна, действительно, превзошла все ожидания!

– Я видела только одну такую сосну – в Национальном парке «Припятский», – отмечает Ирина Вознячук. – С той лишь разницей, что та растет в лесном массиве, а эта – на открытой местности, на кладбище. Хотя и на кладбищах таких сосен мы не встречали.

Правду «рассказали» кольца

Мы распрощались с научными сотрудниками и договорились созвониться через несколько дней, после того как они вернутся в Минск и в лаборатории выполнят необходимые подсчеты.

1

Сегодня данные о лидских соснах уже готовы: в телефонном разговоре Ирина Петровна называет возраст сосны в Верх-Лиде – 200 лет, а сосны в Новицких-2 – около 300 лет. К сожалению, по отобранному материалу более точный возраст сосны установить пока оказалось не возможным. Но, несмотря на это, ученые еще раз подтвердили, что данное дерево по своим параметрам соответствует статусу ботанического памятника природы и должно быть сохранено в обязательном порядке. Сделано это будет, скорее всего, в следующем году, когда научные сотрудники Института экспериментальной ботаники непосредственно начнут работу над проектом по выявлению и утверждению подобных объектов в Гродненской области и еще раз приедут к нам в Лиду. 

Трехсотлетнее дерево будет находиться под охраной и станет еще одним достоянием как лидского края, так и Беларуси.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться