Детская художественная школа искусств обретет новое имя? (фото)
Недавно Лидчина стала площадкой для деятельности более двух десятков юных художников из разных уголков Гродненской области – участников пленэра, посвященного творчеству Бронислава Ямонта.
Пленэр, посвященный творчеству Б. Ямонта, по инициативе педагогов детской худоественной школы искусств проходит на Лидчине вот уже второй раз и стал своего рода визитной карточкой учреждения.
Директор школы Валентина Гришкевич рассказывает:
– Когда я только начинала работать, мы проводили пленэр, посвященный Великой Отечественной войне. В качестве места для работы выбрали д. Докудово. Там посетили музей и познакомились с удивительным, увлеченным человеком – его руководительницей Светланой Огарко. Светлана Алексеевна много рассказывала нам о военных событиях в окрестностях Докудово. Совершенно случайно среди экспонатов музея мы увидели… мольберт. Оказывается, в Докудово родился известнейший художник – Бронислав Ямонт. К сожалению, почти никаких следов бывшей усадьбы, равно как и воспоминаний очевидцев, не осталось. Тогда мы решили: нужно обязательно собрать сведения о художнике! Возможно, когда-нибудь мы даже назовем его именем нашу школу. Возникла идея проведения пленэра. Сегодня мы можем сказать, что он приобретает популярность: количество его участников растет.
Справка. Бронислав Ямонт родился 5 августа 1886 г. в д. Докудово. В 1907 г. в Вильнюсе окончил классическую гимназию, одновременно посещал Виленскую школу рисунка. Последующие два года изучал право в Санкт-Петербурге и занимался на вечерних курсах по рисунку при Академии изящных искусств. В 1916-1919 гг. работал преподавателем рисунка в вильнюсских гимназиях. В 1924 г. за картину «Пейзаж с каскадом» был награжден золотой медалью. В 1928 г. Ямонт учился живописи на факультете изящных искусств университета С. Батория и получил степень художника-живописца. Педагогическую деятельность продолжил на кафедре пейзажной живописи у профессора Ф. Рущица. После его смерти получил должность профессора пейзажной живописи и оставался в университете до его закрытия. После Второй мировой войны Бронислав Ямонт поселился в польском городе Торунь, активно включился в возрождение художественного творчества. Организовал секцию изящных искусств при Гуманитарном университете им. Н. Коперника. В 1946 стал первым деканом факультета, в том же году стал профессором живописи и неживой природы, а через семь лет – доктором искусствоведения. Умер в 1957 году. Творчество Ямонта было признано в разных странах мира. Весь свой дар художника он посвятил родной земле, ее незабываемым пейзажам.
Согласно условиям, пленэр проходил в два тура. В первом, заочном, туре участники присылали свои творческие работы, выполненные в техниках, характерных Ямонту (гуашь, карандаш, акварель, пастель, темпера и др.), с изображением пейзажей с архитектурными сооружениями Гродненщины. Членами жюри и организаторами конкурса определялись лучшие работы. Их авторы были приглашены в Лиду на второй, очный, тур. Отсюда направились непосредственно к месту пленэрных работ, на родину Бронислава Ямонта.
– Это место, д. Докудово, дает широкое поле для творчества, – продолжает Валентина Гришкевич. – Здесь и историческая значимость, и живописные пейзажи... Да и осень с ее богатством красок. В это время года у любого человека, даже далекого от творчества, пробуждается желание взяться за кисть.
Юный художник Селим Ильясевич из Ивья приезжает на пленэр в Лиду во второй раз. В Докудово до этого не бывал, но, признается, здесь очень понравилось. К тому же излюбленной темой юного художника являются пейзажи и исторические места. Гродненчанка Саша Ткачева приезжает на пленэр также во второй раз. «Это место запомнилось мне своим удивительным храмом, – делится она. – Мне интересно вернуться туда вновь». Ее педагог Ольга Данилова отмечает: «Я постоянно участвую в пленэрах, причем не только в Беларуси, но и за ее пределами. Могу сказать, что у нас удивительная, очень красивая страна: здесь много знаковых исторических, живописных мест, пусть не всегда открытых и известных широкому кругу, но удивительных по своей сущности. Я всегда с гордостью говорю, что я из Беларуси, страны с богатой историей, культурой, языком. И в данном случае, думаю, нам будет очень интересно поработать в Докудово, прикоснуться к источникам вдохновения великого художника».Итак, художники с мольбертами высадились в Докудово. В поле их зрения в этот раз попала сама деревня с ее неповторимым обличьем – улицами, домами… Каждый увидел ее по-своему и, пропустив через призму таланта, постарался показать на холсте именно таковой.
По возвращении в Лиду жюри оценило работы. «Они оказались разные и очень интересные, – отметила член жюри Анастасия Врублевская. – в старшей возрастной группе, 14-16 лет, чувствуется профессиональный почерк, в младшей – непосредственность». Так или иначе, жюри приняло решение. Приятно отметить, что в каждой из возрастных групп призовые места достались и лидчанам, воспитанникам Лидской детской художественной школы искусств. Да и главная награда пленэра, Гран-при, присуждена лидчанке – Джулии Сенють. В возрастной группе 7-10 лет второе место у Меланьи Утовки, третье – у березовчанки, воспитанницы Березовской детской школы искусств Илоны Игнатковой. В возрастной группе 11-13 лет второе место у Натальи Чивель, а в возрастной группе 14-16 лет также второе место у Александра Качалко.