Сельская бытовка: без страха перед экспериментом
В городе бытовые услуги уже давно стали привычным явлением и воспринимаются как должное. В частности, в нашей газете на рекламных полосах немало предложений мастеров, которые готовы (естественно, за определенную плату) исполнить любой каприз заказчика. А что в сельской местности? Насколько там развиты и востребованы услуги так называемой бытовки?
В пути случается всякое. Вот и я, выходя в Ваверке из редакционной машины, случайно наступила на юбку, в результате чего отпоролся подол. Дома я бы быстренько подшила его, а в дороге?!
– Сейчас все исправим, – лишь улыбнулась моей «беде» приемщик заказов комплексно-приемного пункта в агрогородке Ваверка Елена Микьянец.
И буквально в считаные минуты моя проблема действительно была решена. Что там подол в юбке подшить, если Елена Антоновна одежду перекраивает под заказ, постельное белье шьет на продажу. Впрочем, и в мелком ремонте мастер землякам никогда не отказывает: про замену молний, бегунков, невидимых для чужого глаза заплаток и говорить нечего. Важно, что оставлять такой заказ не нужно, а просто надо или подождать немного в самом помещении комплексно-приемного пункта, или же «погулять» по расположенным рядом райповским магазинам: продуктовому и непродовольственных товаров.
– Все зависит от степени сложности заказа, – рассказала Елена Микьянец. – Перед учебным годом немалый спрос был на перешив, укорачивание одежды – зарплаты у сельчан сами знаете какие, вот родители и выкручиваются, кто как может. Хотя ремонт или пошив одежды – не самая востребованная наша услуга. На селе практически у каждого дома есть своя швейная машинка.
То ли дело ремонт обуви или химчистка: подушек, пуховиков, курток – вот это идет на ура. Несмотря даже на то, что те же подушки и верхнюю одежду многие в Ваверке также приспособились стирать в домашних условиях: в умной «стиралке», которая сама и вымоет, и прополощет, и высушит.
– Тем не менее спрос на такого рода услуги есть, – продолжила приемщик заказов. – Сдают в чистку также ковры. Два раза в месяц, через вторник, к нам приезжает машина, которая отвозит заказы в Лиду.
Знакомясь с перечнем оказываемых услуг, замечаю прокат предметов личного пользования. Неужели это еще «живо»? Оказалось, не совсем. Посуду напрокат теперь не берут, так как большое застолье если и устраивают, то в местной столовой, где своих тарелок и стаканов хватает. Единственное – кофемолку в этом году два раза брали. А вот что действительно «умерло» – так это услуги фотоателье, ремонт телеаппаратуры, изготовление мебели. «За 8 лет моей работы в комплексно-приемном пункте не было ни одного такого заказа, хотя мы и готовы удовлетворить практически любой каприз клиента», – призналась Елена Микьянец.
Чтобы быть максимально востребованными у ваверчан, бытовики расширили перечень услуг. К традиционным (пошив, прокат, химчистка) добавились продажа продовольственных и непродовольственных товаров (в том числе собственного производства – постельного белья, полотенец), парикмахерские услуги, а также помощь в организации церемонии захоронения. Последняя услуга особенно востребованна. В минуты скорби людям удобно приобрести все на месте, а не ехать в райцентр. «У нас и гробы заказывают, и венки, и памятники, и надгробия, – отметила Елена Антоновна. – Если раньше гробы, к примеру, чаще покупали попроще, а значит – и дешевле, то теперь спрос вырос и на лакированные, цена которых колеблется в районе 200 рублей. У нас также заключен договор с одной из лидских фирм, оказывающих ритуальные услуги. По желанию клиента мы сами связываемся с ними, тем самым оказывая помощь в организации погребения».
И такой подход к делу – во всех комплексно-приемных пунктах региона. Потому что Лидский комбинат бытовых услуг не боится экспериментировать и рисковать.







