Вопрос священнику: Как избавиться от вспышек гнева?

08 Декабря 2023 685
Меня мучают вспышки гнева. Могу разозлиться на человека, наговорить обидных слов, а потом раскаиваться в сказанном. Очень хочется избавиться от этого, хочу стать добрее. Стараюсь работать над своей душой. Подскажите, пожалуйста, как это сделать, как не гневаться?

На вопрос отвечает иерей Владимир Каминский, настоятель храма Блаженной Матроны Московской (п. Первомайский):

– Избавиться от вспышки гнева, если она случилась, уже нельзя – как говорится, гол пропущен. Но можно бороться с гневом на его ранней стадии.

Практические рекомендации, содержащиеся в обширной аскетической литературе, исходят из особого христианского представления о человеке, его настоящем падшем состоянии и том состоянии, к которому человек призван.

Бесконечное множество греховных поступков и помыслов человека еще монахи IV в. свели к основным восьми типам (страстям): чревообъядению, блуду, сребролюбию, гневу, печали, унынию (диапазону чувств от рассеянности до тревоги), тщеславию и гордости. Эти страсти тесно связаны друг с другом и не действуют самостоятельно. Великий знаток человеческой души, писатель и главный классификатор страстей Евагрий Понтийский отмечал, что «невозможно пробудить гнев в том, кто не гоняется за пищей, богатством или славой», поэтому лечение гневной страсти невозможно без упражнения в воздержании от других страстей. Наверняка каждый замечал, что голодный или лишенный какой-либо вещи человек становится крайне раздражительным и вспыльчивым, особенно на фоне других людей, не имеющих подобных проблем.

На самом деле гнев является просто извращением естественной силы души, которая должна приходить в возмущение при всякой попытке греховной нечистоты проникнуть в наш разум. Тот же Евагрий сравнивал эту силу со сторожевым псом, пропускающим внутрь овец и отгоняющим волков, но которого необходимо держать на цепи. Проявление страсти гнева подобно опьянению, бешенству, в котором сторожевой пес рвет цепь и направляет агрессию на овец.

Если человек принимает такое учение о себе, он может эффективно применять советы авторитетных аскетических авторов, которые настойчиво призывают христиан не допускать возмущение страсти до точки кипения. Вспомним библейское «солнце да не зайдет в гневе вашем» (Еф 4:26).

Они советуют при возникновении чувства гнева ни в коем случае не допускать произнесения каких-либо слов – их действие будет подобно зажженной спичке в стогу сена. Это можно сравнить с психологическим правилом «трех минут», когда в гневе необходимо помолчать хотя бы три минуты, в течение которых сила гнева на ранней стадии спадает. После каждой одержанной победы над приступом гневаследующий приступ окажется заметно более слабым. Конечно, это получается с большим трудом и далеко не у всех. Но не зря еще апостол Павел сравнивал практическую христианскую жизнь со спортивными состязаниями. Борьба со страстью тяжела, в ней много падений, но проигрывает только тот, кто сдается, оставшись лежать на ринге.

С точки зрения христианства, за действием человеческих страстей стоят демонические силы и человек, гневаясь на другого, подобен собаке, огрызающейся на брошенную палку. И тот, кто гневается, и тот, кто специально вызывает у другого гнев, с точки зрения христианской веры являются несчастными больными (духовно) людьми.

В качестве картинки и окончания ответа на вопрос окажется уместным фрагмент песни В. Высоцкого о госпитале: «…Сосед, который слева, все смеялся, все шутил, даже если ночью бредил – все про ногу говорил. Издевался: мол не встанешь, не увидишь, мол, жены!.. Поглядел бы ты, товарищ, на себя со стороны!»
Текст: РедакцияРедакция
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться