Биография длиной в сто лет. Жительница Лиды Ольга Гришанович вскоре отметит вековой юбилей

28 Ноября 2021 2019
100 лет со дня рождения 10 декабря отметит жительница Лиды Ольга Яковлевна Гришанович. Редакция «Лідскай газеты» не могла пройти мимо этого факта.

Журналист побывал в гостях у долгожителя нашего города. Ольга Яковлевна оказалась очень приятной в общении, с прекрасной памятью. События своего жизненного пути длиной в сто лет женщина помнит в деталях. Почти полуторачасовая беседа с Ольгой Яковлевной стала для журналиста вроде чтения интересной книги. Поэтому на некоторых «главах» биографии столетней лидчанки мы решили остановиться подробнее.

Родилась Ольга Яковлевна в 1921 году в Лиде. Когда девочке было год и пять месяцев, мама умерла. Отец, который имел на руках, помимо Ольги, еще двоих детей, женился во второй раз. Семья переехала жить в деревню Гольшаны. У отца с новой женой появилось еще четверо ребят. Так и жили одной большой семьей. Со временем «отправились в люди» из родительского дома старшие брат и сестра Ольги. А когда самой Ольге исполнилось 18 лет, отец, который на то время уже сильно болел, посоветовал дочери поехать в Лиду. Там, в Свято-Георгиевской церкви, где крестили девочку, можно получить метрику и устроиться в городе на работу. Тем более что в Лиде с осени 1939 года начала устанавливаться советская власть и жизнь потекла в другом – созидательном – русле. 

Ольгу взяли на работу помощником мастера в колбасный цех военторга. 

От войны – на восток

Ольга Яковлевна хорошо помнит начало войны. Вспоминает также, как в спешном порядке из Лиды эвакуировали семьи военных. В эвакуацию  предложили ехать и Ольге, как работнице военторга. И хотя с той поры прошло 80 лет, в памяти сохранились все испытания беженцев во время движения на восток.  На машине женщины и дети добрались до Минска. Там попали под бомбежку. Когда выехали из пылающего города в направлении Бобруйска, где формировался эшелон, обоз, состоящий из движущихся машин и подвод, был обстрелян самолетом фашистской авиации. Люди бросились врассыпную. Когда самолет улетел, перед глазами предстала ужасная картина: разбитый обоз, тела тех, кому уже не суждено было подняться. Ольга Яковлевна осталась жива, однако осколком девушке повредило руку. Единственная помощь, которую ей оказали, – перевязали рану платком. 

Оставшиеся в живых после бомбежки добрались до Бобруйска, где на рельсах стоял товарняк, погрузились в вагон. Дорога была долгой. Закончились запасы еды и воды, а поезд все двигался и двигался дальше. Наконец часовая остановка в Тамбове. Раненых и больных сняли с поезда и отправили в госпиталь. Местные жители принесли беженцам из Беларуси домашние продуктовые припасы, да и сами они имели возможность купить продукты: на вокзале стояли торговые киоски. Ольга Яковлевна вспоминает, как женщины с детьми, пожилые люди (а таких в вагоне тоже было немало) отправили ее купить хлеба. Девушке удалось пробиться в толпе к прилавку и сделать такую важную для людей покупку. Когда возвращалась назад, прижимая к себе килограммовые буханки, поезд дал гудок и медленно тронулся с места. Ольга успела добежать до вагона и, зная, как нужна старикам и детям в поезде еда, первым делом начала бросать буханки в открытые проемы. Поезд набирал ход. Еще секунда – и девушка могла остаться на вокзале. Но вдруг крепкие мужские руки подхватили Ольгу и втащили в вагон.

Без дела не сидела

Поезд доехал до Саратова. Беженцев покормили и группами направили в местные колхозы. Ольга Яковлевна вместе с другими людьми оказалась в селе Ковыловка, где их определили на постой. Уроженка Беларуси не хотела сидеть без дела и сразу же по приезде вместе с местной молодежью пошла работать в поле. Когда наступили холода, Ольге Яковлевне пригодились некогда полученные навыки вязания кофточек, шапок, платков и т. д. Местные жительницы засыпали белоруску заказами, а в знак благодарности за работу приносили ей домашние продукты. К слову, когда враг был под Воронежем, вместе с местными жителями Ольга выходила рыть окопы: нельзя было допустить фашистов к Саратову, к реке Волге. Весной девушка устроилась на работу в лесхоз. Трудилась на посадке деревьев, прополке плантаций молодняка, заготовке даров леса. Имея за плечами четыре класса польской школы, Ольга Яковлевна решила пополнять знания и пошла учиться в русскую школу.

В Ковыловке Ольга Яковлевна прожила до 1947 года. Когда решила возвращаться назад в Беларусь, написала письма родным и знакомым (отец девушки умер еще в 1940 году) с вопросом: могут ли они приютить ее у себя? Откликнулись все, в том числе мама, вторая жена отца. Однако Ольга Яковлевна приняла решение обосноваться в Лиде, у пожилых хозяев, у которых снимала угол до войны. Тем более что они охотно готовы были принять у себя эту добросердечную, трудолюбивую девушку.

Постучалась в дверь судьба

В этом же доме по ул. Белогрудской Ольга Яковлевна встретила свою вторую половинку. Вскоре после приезда девушки в Лиду, в один из осенних вечеров, в  квартиру постучались. Ольга Яковлевна открыла дверь. На пороге стоял молодой человек и спрашивал, где живет портной Гомза. Девушка показала незнакомцу дом, который он искал. Прошло около двух часов. В дверь опять постучали. В квартиру зашел портной Гомза вместе с тем же молодым человеком. Поздоровавшись, портной без лишних вступлений начал: «У меня имеется жених, а у вас живет девушка. Не будет ли она согласна соединить с ним свою судьбу?» Сама Ольга опешила, а мудрая пожилая хозяйка дома расспросила, кто, откуда потенциальный жених, и сказала, что девушке нужно подумать. По словам Ольги Яковлевны, именно хозяйка дома уговорила ее присмотреться к Григорию. Молодые люди начали встречаться и вскоре поженились. Супруги переехали в квартиру, предоставленную Григорию Андреевичу по ул. Ясной как работнику ремонтно-строительной организации. В 1948 году в семье родился сын Владимир, в следующем году – сын Геннадий. Ольга Яковлевна занималась воспитанием детей. Хватало работы и по дому: супруги имели приусадебный участок, держали хозяйство. Ольга Яковлевна управлялась с любыми делами, несмотря на то что давало о себе знать ранение в руку, полученное во время войны. Когда дети выросли, устроилась на работу во вневедомственную охрану. На заслуженный отдых ушла в 71 год.

И печали, и радости

Самыми трагическими событиями в своей жизни Ольга Яковлевна считает смерть близких ей людей. В 1993 году умер муж Григорий Андреевич. Через несколько месяцев, 30 декабря, не стало сына Владимира (лидчане помнят Владимира Григорьевича Гришановича как легендарную личность, заслуженного тренера Республики Беларусь, который возглавлял лидский футбольный клуб «Обувщик»). Восемь лет назад ушел из жизни младший сын Геннадий.

Но, к счастью, осталось их продолжение. Ольга Яковлевна радуется успехам в карьерном росте своих внуков Натальи и Евгения, гордится правнуками: 32-летним Артемом и 22-летним Михаилом. Ольга Яковлевна благодарна своей невестке, жене старшего сына Владимира Тамаре Михайловне. После смерти младшего сына Геннадия у Ольги Яковлевны (а ей на то время было более 90 лет) начали сдавать здоровье, слабеть зрение, и Тамара Михайловна переселилась к свекрови, чтобы обеспечить ей надлежащий уход.

На традиционный вопрос, который задают журналисты долгожителям, – «Как удалось дожить до такого почтенного возраста?» – женщина отвечает: «Так Бог дал. Я вам рассказала о своей жизни. Как видите, во многих случаях она была несладкой. Я все время была занята делом. Мне вот даже теперь совестно, что ничего не делаю. Хочу хоть в чем-нибудь помочь Тамаре, а она на это только улыбается и просит: «Пожалуйста, отдыхайте». Придерживалась ли я в своей  жизни диеты, легкой пищи? Никогда. Разве что только сейчас возраст заставил».

Ольга Яковлевна заряжает своей жизненной энергией, живостью мышления. Отмеренные ей сто лет эта маленькая хрупкая женщина несла и несет с достоинством.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться