«Я жизни не пожалею ради вас». В семье Баклага среди различных документов военных лет особое место занимают письма с фронта

08 Мая 2021 1711
Среди различных документов военных лет особое место занимают письма с фронта. Из разных мест, где сражались наши воины, «летели» они к своим адресатам. Заветные послания, пропахшие порохом и гарью, были единственным средством связи между родными. Война нарушила привычный ход жизни, разбросала близких людей, надолго оторвала их друг от друга…

Именно такие фронтовые письма хранятся в семье лидчан Баклага. Написаны они рукой прадеда Дмитрия Гринкевича в разные годы лихолетья. С гордостью за своего родственника читают их сыновья Григорий и Михаил. А мама в этот момент рассказывает мальчишкам истории, связанные с фронтовыми буднями бойца. 

– Интерес к этому страшному периоду истории нашей страны привил мне мой учитель Валерий Васильевич Петров, – рассказывает Дарья Баклага. – Помню, как он мне сказал взять интервью у ветеранов Великой Отечественной войны, партизан, работников тыла, которые проживали в нашей деревне Голдово. Один из них (звали его Иван Борисевич) оказался узником концлагеря. Он рассказал о жизни в бараке, о том, как немецкая неволя навсегда изменила его отношение к свободе и как он совершил побег – в зимних условиях, в робе, босиком искал путь к спасению. Эта история произвела на меня очень сильное впечатление. Я стала записывать рассказы очевидцев войны в специальную тетрадь. А потом узнала, что у моих бабушек хранятся письма с фронта. Естественно, пока мы были маленькими, нам их не доверяли. А когда подросли, открыли и прочитали письма от корки до корки. Сейчас они хранятся уже в моей семье.

По словам Дарьи Николаевны, прадед Дмитрий Андреевич Гринкевич, который и прислал все эти письма, вместе с сыном Иваном ушел на войну в 1944 году. Они были направлены на 1-й Белорусский фронт, но служили в разных частях. 

– Помню, как бабушка Галя рассказывала: вместе с мамой они ждали его и брата с фронта. Однажды отец был тяжело ранен. Наступая, вместе с однополчанами форсировал реку Одер. И в этот страшный момент он пел песню «Ой ты, Галю, Галю молодая», думал про маленькую дочь. Спустя годы после войны мужчина признался: слова песни, мысли о семье спасли ему жизнь. А вот сын Иван с фронта не вернулся.  

«Я жив, здоров. Приветствую вас, мои родные…», «Как вы там?..», «Был ранен, ранения заживают хорошо…», «Мы уже скоро разобьем эту фашистскую гадину, я жизни не пожалею ради вас»... Дарья уверена: бойцы старались писать домой оптимистические письма, в которых не рассказывали о тяготах фронтовой жизни, чтобы родные не волновались. Солдата интересовали новости от близких людей, с которыми так хотелось увидеться вновь живым и здоровым. 

– Также у нас хранятся письма двоюродной бабушки Анны Рой, которой с фронта писал ее муж Александр. Дом в деревне Великое Село, в котором жила семья, разбомбили. И прабабушка вместе с маленьким сыном Васей ютилась в холодном сарае. Мальчик вскоре заболел воспалением легких. Лечить его было некому и нечем. Вася умер на руках у своей мамы. Не дождалась двоюродная бабушка и мужа. 4 мая 1945 года в окопе, во время обеда, его убил немецкий снаряд. Анна Дмитриевна так замуж больше и не вышла. Говорила: «Нет таких, как Саша». Письма ее мужа мы тоже храним. Читать без слез их невозможно.

И действительно, нет ничего убедительнее, ярче и сильнее солдатских писем. Треугольники, написанные в полевых госпиталях или где-то в окопе во время коротких передышек между боями, с потрясающей откровенностью передают то, чем жил солдат войны. Они рассказывают о стойкости, мужестве, преданности своей Родине.

– Мои сыновья горды тем, что их прапрадеды являются героями Великой Победы, – отметила Дарья Баклага.  – И всегда говорят, что письма обязательно перейдут им в наследство. Так и будет. Письма должны передаваться из поколения в поколение, потому что их авторы не только свидетели, непосредственные участники Великой Отечественной  войны, но и настоящие герои. Герои  победного мая!
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться