«Работая с людьми, особенно больными, осознаешь, насколько мы несовершенны». Врач-фтизиатр – о туберкулезе, династийности и эмоциональном выгорании

08 Июня 2020 3661
Как Беларуси удалось минимизировать заболеваемость туберкулезом? Для чего медицине династийность? И в чем секрет иммунитета против эмоционального выгорания? Ответы на эти и другие вопросы мы узнали, побеседовав с врачом месяца – фтизиатром Еленой Кеврой.

В тихом уголке города, немного на отшибе и в то же время недалеко от центра, расположился Лидский противотуберкулезный диспансер. Пациенты сюда приходят особенные (туберкулез – болезнь сложная, хотя в последнее время вполне излечимая), но и коллектив врачей подобрался удивительный. Елена Кевра, названная в мае врачом месяца, одна из них. Впрочем, Елену Александровну можно назвать не только врачом месяца, но и врачом по призванию, по рождению, врачом от Бога, врачом в полном смысле этого слова! Врачом, которого украшает не только высокий профессионализм, но и доброта. 

Она из семьи хорошо известных на Лидчине медиков: врача-терапевта Дануты Парфинович и зубного техника Александра Парфиновича. Родная сестра – Ирина Александровна – тоже врач, реаниматолог отделения программного гемодиализа. В связи с временным закрытием отделения работает в отделении реанимации №1. Ну, и для всей полноты картины добавим: дочь также стремится стать врачом. 

Мама Елены Александровны более 35 лет отработала в Лидской ЦРБ, вначале врачом-терапевтом районной поликлиники, а после – врачом станции переливания крови. До переезда в Лиду преподавала терапию в Желудокском медучилище, и многие ее выпускницы сейчас также работают в Лиде. Отец очень долго работал в Лиде, был инициатором инновационных методик (в том числе металлокерамического протезирования зубов), являлся наставником молодежи.

– Если честно, в школьные годы мне очень нравилась биология, – признается Елена Кевра. – А увлечением была ботаника.

Однако повседневный родительский пример служения человеку и медицине склонил Елену Александровну к выбору профессии врача. В чем родители ее с радостью поддержали.

Окончив в 1996 году Гродненский мединститут, год проходила интернатуру в Лидской ЦРБ в качестве терапевта. «В терапевтической службе многое было знакомо. Можно сказать, я выросла на участке (мама тогда работала участковым врачом), – рассказывает Елена Александровна. – С 1997 года начала работать врачом-фтизиатром Лидского противотуберкулезного диспансера. Несколько месяцев стажировалась в Минске, в Белорусской медицинской академии последипломного образования (БелМАПО). За это время неоднократно повышала квалификацию. Окончила очно-заочную клиническую ординатуру при Гродненском государственном медицинском университете, получила квалификационную категорию. И вот уже 23 года в профессии».

Несмотря на всю сложность и серьезность такой узкой специальности, как фтизиатрия, она Елену Кевру увлекла. 

– Я не ожидала, что моя профессия будет такой разносторонней и интересной. Особенно после того, как в Беларусь пришла Международная программа по борьбе с туберкулезом, ВИЧ и малярией (ПРООН). В нашу отрасль были внесены большие коррективы в плане борьбы с туберкулезом. Внедрены новые методики, стандартизированы  схемы лечения, приема препаратов, курсы лечения, введено контролируемое лечение, – говорит врач. – Препараты для лечения туберкулеза очень дорогостоящие, и люди сами не смогли бы их купить, но в нашей стране благодаря поддержке на уровне Президента и государства они для больных бесплатные. С целью контроля расхода лекарственных средств прием их контролируемый. То есть пациент приходит в процедурный кабинет и принимает всю суточную дозу препарата в присутствии медработника. Кроме того, первоначально благодаря программе ПРООН пациентам стала оказываться социальная поддержка: продовольственные наборы два раза в месяц и оплата проезда за лечением. Социальная поддержка сохраняется и в настоящее время (при условии добросовестного посещения процедурного кабинета и выполнения всех рекомендаций). Раз в месяц производится контроль анализа мокроты, для того чтобы пациент не являлся бактериовыделителем. В процессе лечения поддерживается преемственность между стационарным и амбулаторным звеньями ЦРБ. Система работает четко, и результаты достаточно эффективные. У пациентов с лекарственно чувствительной формой туберкулеза – практически стопроцентное выздоровление, с лекарственно устойчивой – до 70-80 процентов излечения. Это очень хороший показатель, он сравним с уровнем Европы, а по некоторым параметрам выше европейского. Благодаря этой программе количество пациентов с туберкулезом в Беларуси значительно уменьшилось. Уменьшилась и смертность от туберкулеза. 

Елена Кевра признается, что, если бы сейчас у нее была возможность вернуться в прошлое и снова сделать выбор, оставила бы его прежним.

– Ни одна отрасль медицины не бывает «чистой» – они всегда смежные. У фтизиатрии смежная специализация – это пульмонология. Плюс онкология. Мы вынуждены разбираться с различными синдромами, и это очень интересно с медицинской и научной точек зрения. Есть перспектива собственного развития. К тому же я веду еще и особую группу пациентов – больных туберкулезом и ВИЧ-инфекцией одновременно. Это сложные пациенты, но работать с ними интересно. Приятно, когда помогаешь человеку. И это не только профессиональная гордость, но и простое человеческое удовлетворение – можешь помочь. Наверное, мне досталось это от родителей. Моя сестра так же реагирует на своих пациентов, зачастую тяжелобольных, инвалидов I группы. Она очень переживает, если кому-то не удается помочь, воспринимает это как личное поражение.

– Я благодарна судьбе и тем людям, которые встретились на моем пути, – говорит Елена Кевра. – Бывшему ректору Гродненского медицинского института Дмитрию Андреевичу Маслакову, человеку, с которым мне не единожды пришлось лично общаться и благодаря которому мое намерение стать врачом еще больше укрепилось. Кроме того, я очень благодарна нашему бывшему главврачу Николаю Степановичу Будаю, который отнесся ко мне с уважением, пониманием и во многом оказал помощь не только профессиональную, но и человеческую. С благодарностью вспоминаю врача-рентгенолога Лассолину Леонидовну Качан. Большую роль сыграло то, что со мной работали очень хорошие медсестры: Екатерина Слижова, Евгения Сильванович, Янина Ивуть. Да и сейчас я работаю в очень хорошем коллективе.

Елена Александровна убеждена, что в медицине, как и в любой профессии, очень важна династийность: «Когда человек приходит в медицину и начинает постигать азы с нуля, очень важно, чтобы рядом был опытный наставник, который поможет раскрыть все секреты профессии, избежать ошибок. И особенно приятно, если это близкий человек, на опыт которого можно положиться и от которого можно получить помощь в сложной ситуации. Поэтому считаю, что династия – это очень хорошо и такие социальные отношения имеют право на существование». 

Неоднократно в нашей беседе мы возвращаемся к родителям. По словам врача, именно родители оказали неоценимую помощь и поддержку. Да и сейчас, хотя их уже нет, незримо помогают.

– У медиков очень сильно развит синдром эмоционального выгорания, когда работа вызывает истощение, пресыщение проблемами. Но у нас была семья, где рабочие проблемы никогда не оставлялись за дверью. Если мама и отец приходили домой расстроенные, они всегда общались, обсуждали сложившуюся ситуацию. Повзрослев, мы, дети, присутствовали на этих домашних советах. Это была психологическая помощь, поддержка. Теперь родителей уже нет, но мы с сестрой все равно вечерами делимся своими проблемами, непонятными вопросами, подсказываем выход из ситуации. Иногда даже во время работы можем позвонить друг другу, посовещаться, спросить. А вообще, у меня несколько способов психологической разгрузки. Я уже говорила, что у меня есть хобби – ботаника. Кто-то из древних сказал, что профессией должно быть то, что хорошо получается, а то, что нравится, может быть увлечением. Это как раз мой случай. Ухаживая за цветами, я забываю о проблемах и даже времени. Это очень помогает восстанавливать душевное равновесие. Еще одним способом борьбы с синдромом эмоционального выгорания для меня является музыка. Я очень люблю скрипку. Любимый композитор – Антонио Вивальди. Слушая его произведения, я как будто плыву по волнам, и они уносят весь мой негатив. 

– Долго работая с людьми, особенно больными, четко осознаешь, насколько мы несовершенны, насколько нежен и хрупок человек, и начинаешь понимать, как ценен этот великий дар – человеческая жизнь, – говорит Елена Кевра. – Я всем желаю здоровья и благополучия, а медикам (особенно в настоящее время) – силы духа, терпения и удачи. 
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться