«Синдром отличника», или Почему «удобным» детям неудобно жить?

22 Сентября 2017 2043

«Ребенок стремится быть лучшим в школе, получать только высокие оценки. Может ли это навредить его психике?»

Александра.

Татьяна Каральчук:

– К сожалению, в некоторых случаях может. Когда ребенок имеет стремление к учебе, старается получать хорошие оценки и прилежно делает домашние задания – это хорошо. Но часто среди детей, которые хорошо учатся, можно увидеть и страдающих от «синдрома отличника». У таких школьников вся мотивация к учебе основывается на получении хороших оценок и предъявлении своих достижений окружающим (родителям, друзьям, педагогам). Родители же ошибочно воспринимают такое поведение как успех ребенка, а не как проблему.

Основная опасность «синдрома отличника» в том, что он мешает формированию целостной личности. Проблемы начинаются тогда, когда у ребенка появляются признаки перфекционизма. А проявляется это в том, что получение даже средних оценок вызывает у школьника массу негативных эмоций. Его главная цель – наивысший балл. Остальные оценки становятся для него неприемлемыми.Откуда у ребенка возникают подобные мысли? Иногда он думает, что, если не получит самые высокие оценки, родители не будут его так сильно любить. Это может происходить потому, что ребенок недополучает простой, безусловной родительской любви, вследствие чего он становится неуверенным в себе и пытается добиться этой самой любви с помощью высоких отметок. Другая причина – родители не научили ребенка принимать неудачи. В таком случае у него формируется установка, что победа равносильна выживанию.

Иногда «синдром отличника» формируется у ребенка и вне семьи. Так, в возрасте 7-12 лет он пытается установить баланс между тем, чтобы быть лучшим и чтобы при этом оставаться членом определенной группы, например класса. И если, к примеру, классный руководитель чересчур выделяет достижения отличников, обесценивает результаты других школьников и в классе есть аутсайдеры, к которым тоже сознательно формируется негативное отношение, – в таком классе будут развиваться нездоровая конкуренция и нездоровое отношение к достижениям.

Что же делать родителям в такой ситуации? Прежде всего постараться распознать проблему по первым ее признакам. Тогда справиться с ней будет гораздо легче. Для начала нужно немного изменить свое отношение к ребенку. Следует хвалить ребенка не за хорошие оценки, а за полученные знания. Когда ребенок принесет очередную десятку, не нужно проявлять слишком бурную радость. Кроме того, родителям необходимо интересоваться не только уроками и оценками, но и всеми его делами: с кем дружит, какие отношения с учителями, чем увлекается.

Важно научить ребенка принимать поражения. Объясните, что каждый человек может ошибаться. Иначе незначительная ошибка в контрольной по математике обернется для школьника сильным стрессом.

Нужно помнить, что «синдром отличника» не появляется сам по себе – всему виной ошибки в воспитании.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться