Из дальних странствий возвратясь. А Красное море манит…

09 Декабря 2016 2310

Когда в октябре прошлого года по причине теракта произошло крушение российского пассажирского самолета, следующего из египетского города Шарм-эль-Шейх в Санкт-Петербург, я не только восприняла его как ужасную трагедию, но и смогла ярко представить себе некоторые предшествующие этому картинки и даже настроение людей, звуки, теплый, ласкающий воздух… Ведь мне ранее доводилось отдыхать на этом курорте на берегу Красного моря и прилет и отлет совершать из того же аэропорта.

Такое представление поначалу даже не допускало мысли отправиться в этом году на отдых в Египет. Но не зря говорят: время стирает многое. Конечно, скорбь о погибших из памяти оно не стерло, а вот какой-либо страх полета прошел. Отпуск в ноябре поставил меня перед выбором. И решение было принято в считанные дни перед его началом, после того как муж предложил отдать предпочтение солнечному берегу Красного моря перед белорусскими холодами. Основным фактором такого решения послужила цена на путевки. Отдых в Египте и раньше считался одним из самых экономных отдыхов за рубежом, но вместе с тем радовал качеством. А сейчас, когда в Египет отменены все рейсы самолетов из России, перестали летать к Красному морю немцы, итальянцы, цена на путевки снизилась еще больше. Также в пользу решения отправиться на отдых в Египет сыграл и тот факт, что я доверяю нашему государству. Во-первых, я уверена: Беларусь, как социально направленное государство, заботится о своих гражданах и, безусловно, о их безопасности. И если бы были сомнения в надежности полетов и в обстановке в тех городах, куда выполняются рейсы, ничто, в том числе необходимость повышения рентабельности компании «Белавиа», не заставило бы разрешить совершать их. Также мои сомнения развеяла и народная мудрость: «Не так страшен черт, как его малюют». Ведь не раз приходилось убеждаться, что на самом деле ситуации были куда спокойнее, легче, чем о них судили. Можно прислушаться лишь к очевидцам. Поэтому в данном случае я обратилась к отзывам в Интернете. Многие делились впечатлениями об отдыхе в Шарм-эль-Шейхе и не высказывали даже намека на его небезопасность. Вот и мы больше волнений испытали перед вылетом, чем во время самого путешествия.

Через снежную пелену

Время отправления чартерного рейса было назначено на 6.50 утра, поэтому выезжали на машине из Лиды ночью, планируя оставить автомобиль на стоянке в аэропорту (кстати, 10 суток парковки обходятся в 40 рублей). Где-то около Воложина наша машина «вошла» в пелену густого снега. Снег не прекращался, пока мы парковали автомобиль, проходили пограничный и таможенный контроль в аэропорту и через некоторое время выходили на посадку. Представьте себе: сидишь в кресле самолета, а иллюминаторы, будто плотной белой пленкой, застилает пелена снега. За ней мерцают огоньки работающей на аэродроме очистительной техники, работает машина возле самолета, как нам показалось, чем-то обрабатывая крылья лайнера от обледенения. Такая картина заставила нас без предупреждения застегнуть ремни безопасности… И вот «Боинг» покатил к взлетной полосе. Волнительно? Ну, конечно.

Однако самолет плавно оторвался от земли, мягко начал набирать высоту. Пассажиры не могли не зааплодировать пилотам, хотя подобный знак благодарности всегда выказывается при посадке лайнера в пункте назначения.

«Браво, «Белавиа!» – не удержалась от восклицания моя соседка по креслу. Мы разговорились. Оказывается, она россиянка, а поскольку рейсы в Египет из России отменены, на отдых к Красному морю вместе с семьей решила отправиться через Беларусь. В Минский аэропорт россияне приехали на машине. «У вас все так тихо, спокойно. А как слаженно работают сотрудники аэропорта!» – восхищалась собеседница. Я не могла с ней не согласиться. Действительно, проверка каждого пассажира, багажа на провоз посторонних предметов, а также паспортный контроль, хоть и были скрупулезными и тщательными, проходили очень организованно и быстро. Также четко продумана работа каждого сотрудника в неординарных погодных условиях при взлете.

Хочешь мира…

Через четыре часа полета лайнер коснулся полосы в аэропорту Шарм-эль-Шейха. И опять – аплодисменты командиру воздушного корабля за прекрасную посадку.

Первое, на что обратили мы внимание: на аэродроме самолетов немного по сравнению с тем количеством, которое можно было увидеть раньше, – год и больше назад здесь в буквальном смысле яблоку негде было упасть. Хотя всем своим видом аэропорт демонстрирует готовность принимать зарубежных гостей. Мне показалось, что здание аэропорта было еще больше «вылизано», сотрудников больше и форма у них новая.

Мы прошли паспортный и таможенный контроль. Представители турфирм встретили туристов и пригласили пройти в автобусы, которые были припаркованы недалеко от выхода аэровокзала, чтобы развезти отдыхающих по отелям.

«А как там на территории аэропорта насчет безопасности?» – спросите. Мы, как пассажиры, обратили внимание на укрепленные блок-посты со стороны въезда и выезда в аэропорт, военные на них – в полной боевой амуниции. Вместе с тем, на большом щите прочитали надпись на арабском и русском языках (точно не воспроизведу, помню смысл фразы): «Мы рады приветствовать гостей в нашем спокойном городе!» «Как же тогда это «монтируется» с блокпостами?» – поинтересовались у сопровождающего нас в автобусе гида-египтянина. «Вы же знаете, что еще римский историк говорил: «Хочешь мира – готовься к войне», – демонстрируя свои познания во всемирной истории, улыбаясь, ответил он.

Кстати, мир и спокойствие в отелях тоже берегут охранники, безусловно, в помощь – многочисленные видеокамеры. Чтобы, например, заехать в отель, в который мы купили путевку, автобусу пришлось миновать подкрепляемого охранниками «лежачего полицейского», затем – серьезную охрану на въезде на территорию отеля. Да и охрана на входе в сам отель «пропустила» нас через рамку. Территория отеля также охраняется. И не потому, что неминуемо грозит какая-либо опасность, а на всякий случай. Но так в Египте было всегда. Охрана незаметна и не создает никаких неудобств отдыхающим. Вместе с тем скажу, что «вражины» на территорию отеля и лично в наш номер (мы включили вечером свет и оставили открытым балкон) все же пробрались и исполосовали мне ноги. Это… маленькие, в отличие от наших белорусских длинноногих, комарики.

А акула-каракула правым глазом подмигнула?

В целом отдых туристов организован достойно. Не буду расписывать его особенности, а остановлюсь на тех моментах, которые бы хотели знать те, кто когда-нибудь даже мимолетно цеплялся мыслью за рассмотрение возможности отдыха на берегу Красного моря.

Наш отель был небольшой, компактный, трехуровневый, номера с видом на море. Сервис – с претензиями на европейский уровень, таковым был и остается, несмотря на то что отель заполнен наполовину. В свое время его в большинстве своем заполняли итальянцы и процентов 10 – русские, а сейчас сюда едут белорусы, украинцы, казахи и поляки. Возможность приобрести путевки в данный отель представителям соответствующих стран представилась не только потому, что напуганные революциями, терактами, акулами и т. д. итальянцы перестали бронировать отдых в Египте. Главная причина ценовая – стоимость отдыха сброшена до возможной минимальной отметки и стала по карману. К слову скажу, с приостановкой потока российских и зарубежных туристов, на плаву остались лишь небольшие отели с хорошим сервисом. Вместительные отели, где когда-то жизнь била ключом, не могут свести концы с концами и даже закрываются. Впрочем, обслуживающий персонал нашего отеля рассказывал (многие египтяне неплохо говорят по-русски), что часть коллег была уволена, оставленным работникам вменены их обязанности. Вместе с тем снижена зарплата. Да уж! Действиями «кучки» наказана своя же собственная страна. Ведь туризм Египту приносил колоссальный доход, большая часть экономики «закручена» на туристической сфере. Поэтому без работы остались не только многие из тех, кто непосредственно был занят в турсфере, но и недосчитываются доходов производители, торговцы. Последние, завидев покупателей (которые теперь, как говорится, буквально на вес золота), готовы втащить их к себе в магазин. Правда, поначалу заламывают на товар большие цены, а только начинаешь торговаться – сбрасывают наполовину, затем еще наполовину и в результате радуются, что хоть что-то у них приобретено, пускай и за совсем низкую стоимость.

Возможно, прочитав выше об организованных блокпостах, кто-то подумает, что выезд в город из отеля не разрешается. С этим все нормально. Шарм-эль-Шейх приветливо встречает отдыхающих, вечером – яркими огнями. Вот только из-за малочисленности туристов нет бурления жизни на его улицах, как это было раньше.

Отдыхающим предлагаются такие же, как раньше, экскурсии. Правда, сейчас со скидками. Например, односуточная автобусная экскурсия в Иерусалим с посещением святых мест, включая возможность окунания в реку Иордан, обходится одному человеку в 85 долларов. Вместе с тем упомяну, что в Каир (с дальнейшим посещением долины Гиза) в целях безопасности туристам предлагают лететь самолетом. Ведь до Каира дорога неблизкая, ехать по пустыне нужно ночью, а береженого и Аллах бережет…

Теперь об акулах. Это, после произошедших несчастных случаев с нападением хищницы в 2010 году на туристов, еще одна боязнь у тех, кто думает об отдыхе на побережье Красного моря. Я же скажу так: акул не видела. И вообще сомневаюсь, что теперь этих хищников можно увидеть у берега курортной зоны. Если кто-то и утверждает, что якобы столкнулся с ней нос в нос, то чтобы похвастаться, какой он крутой дайвер, а если говорит, что, загорая на пляже, видел вдали в море плавник, то опять же – у страха глаза велики. Вспоминаю, как однажды стала свидетелем того, как житель одной скандинавской страны, приехав в Лиду к знакомой, отказывался отправляться к ней на дачу на шашлыки. «Там волки. Я в Интернете читал, что они в Беларуси в лесу водятся», – волновался гость. Можно встретить на даче волка? Теоретически можно, даже в одном случае на миллион он забредет невзначай. Вот такая ситуация и с акулами в Красном море в районе курортной зоны Шарм-эль-Шейха.

Она мне нравится…

Наш отдых пролетел как один день. Волновалась ли я перед вылетом обратно, припомнив события октября прошлого года? Честно скажу, они почему-то мне на ум даже не пришли. Больше возмущало, что одна из пассажирок, которая уезжала вместе с другими из отеля, вместо того чтобы садиться в автобус и ехать в аэропорт, отправилась «пропустить» коктейль в баре, работающем по принципу «все включено».

К регистрации на рейс мы все же успели. Прежде чем отправиться в зал ожидания, мы должны были как под микроскопом пройти проверку: наши вещи несколько раз просвечивали, нас ощупывали (кстати, досмотр женщин делала египтянка, одетая в паранджу, но с открытым лицом).

Выход на посадку, сам вылет осуществлялись строго по назначенному времени. Когда в салоне послышалось: «Добрай раніцы! Мы рады вітаць вас на борце нашага самалёта…» – пришло полное спокойствие: с нашими все будет хорошо. И знаете, я вдруг осознала, что наш белорусский язык, на котором делались все объявления и сообщения во время полета, такой красивый! Может, потому что за десять дней успела соскучиться по всему своему, родному? Когда же по прилете, взяв машину на стоянке, мы помчались в Лиду по мокрому асфальту, а дворники автомобиля без остановки вынуждены были счищать мокрый снег с лобового стекла, я все-таки подумала: “Как хочется опять в лето…”

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться