Рейд с экипажем ГАИ в Березовке: невидимые велосипедисты и чем грешат водители

18 Января 2018 3264

Давно известно, что Березовка – город велосипедистов. С двухколесных коней здесь не слезают ни летом, ни зимой. Причем седлают их люди разных возрастов: от детей до дедушек. Впрочем, и бабушки вполне себе резво колесят по городу. Каких только моделей здесь не увидишь: от старых «Аистов», современных «дамок» до популярных у молодежи «Stels», «Giant» и других. Надо признать, что многие велосипеды оборудованы по последнему слову техники и Правил дорожного движения, они оснащены фонарями, зеркалами, катафотами, а сами «конники» надевают светоотражающие жилеты или имеют фликеры. Но встречаются и исключения. Именно они – ночной кошмар любого автомобилиста, как и ничем не обозначенные пешеходы. На законодательном уровне проблему пытаются решать с помощью обязательной «фликеризации» пеших участников движения и требований к оснащению велосипедов, как предписано в ПДД. В пятницу вечером корреспондент «Лідскай газеты» побывал в рейде с экипажем ГАИ Лидского РОВД, чтобы узнать, насколько ответственно относятся велосипедисты и пешеходы в Березовке к собственной безопасности.

На часах 18.00, я подсаживаюсь в машину инспекторов ГАИ. Солнце уже практически село, скоро сумерки.

– Сегодня будем смотреть за соблюдением Правил дорожного движения велосипедистами и пешеходами, так как в темное время суток именно эти участники движения в наибольшей опасности, и часто – по своей вине, – предупредил инспектор ГАИ Сергей Марчук.

Мы начинаем движение по улицам. На них в это время, можно сказать, тихо. Рабочий день у многих уже закончился, холодно, большинство сидит дома у телевизоров. Редкие прохожие не вызывают нареканий, они передвигаются по пешеходному тротуару либо по обочине, практически у каждого поблескивают или фликеры, или одежда со светящимися элементами, или рюкзаки и сумки со вшитыми светоотражателями. Современные производители одежды и аксессуаров, учитывая потребности сегодняшнего дня, позаботились о том, чтобы люди стали заметными в темноте.

Мы продолжаем кружить по Березовке. Ситуация везде одна и та же: людей практически нет, по дороге проезжают редкие автомобили. Некоторые из них инспекторы останавливают для проверки документов – у водителей все в порядке.

Тем временем на улице совсем стемнело. Интересуюсь у инспекторов, по каким стандартам они определяют, что видимость плохая, с какого момента можно выписывать штрафы пешеходам за отсутствие светоотражающих элементов, а велосипедистам – за то, что не горят фары и не светятся катафоты.

– Пункт 17.1 главы 4 Правил дорожного движения указывает, что при движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход обязан обозначить себя световозвращающим элементом. Там же дана расшифровка термина «темное время суток» – это «промежуток времени, который начинается после захода солнца и заканчивается с восходом солнца». Это значит, что фиксировать нарушения ПДД пешеходами за отсутствие фликеров мы можем, когда солнце сядет за горизонт, – поясняют инспекторы.

Так, беседуя, выезжаем на улицу Дзержинского. Пешеходного тротуара нет, обочина узкая. Вот и первый нарушитель – велосипедист-невидимка. Рышард Иосифович Букато соглашается: виноват, не успел установить фару и зеркала, есть фонарик, но и тот забыл включить, так как почти доехал до дома. Новость о том, что придется посетить ГАИ, велосипедиста, конечно, не обрадовала. Оно и понятно: придется отпрашиваться с работы, а лишних денег, признается Рышард Иосифович, в семейном бюджете нет. Да, дешевле было бы, конечно, воспользоваться фонариком, который так и остался лежать в кармане. Обидно, но, с другой стороны, навстречу невидимому велосипедисту мог бы ехать неопытный водитель, который не сумел бы вовремя нажать на тормоза…

IMG 8403

Начинаем двигаться дальше – и снова необорудованный «Аист». Инспектор ГАИ Виталий Шпилевский включает «мигалки». Все знают, что надо остановиться. К тому же, кроме велосипедиста, на дороге и нет никого. Но что это?! Велосипедист со всей мочи стал давить на педали и нырнул в ближайший переулок. Наверняка вечером он похвалится друзьям, что ему удалось сбежать от гаишников. Впрочем, никто его и не догонял – может, сам в следующий раз подумает, что такой адреналин ни к чему хорошему не приводит.Валентина Сергеевна Сучкова, которая ехала на велосипеде по проезжей части при наличии тротуара, была искренне удивлена, что она нарушает ПДД.

– Впервые слышу, что надо ехать по тротуару, – говорит велосипедистка. – А как же пешеходы? Это же для них.

Нет, по правилам велосипедисты приравнены к пешеходам. Впрочем, об этом Валентине Сергеевне подробно объяснят в ГАИ на комиссии.

Пока идет разговор с велосипедисткой, к машине ГАИ подходит мужчина. Он просит инспекторов подъехать к дому 27б по улице Ленина и сообщает, что чья-то машина припаркована прямо под подъездом и мешает движению. Из-за нее можно не увидеть человека, вышедшего из подъезда. Приближаемся к указанному дому. На удивление свободно по сравнению, например, с Лидой, даже парковочные места не заняты, но одна из машин и правда припаркована, скажем так, не совсем удачно. Вроде и без нарушений ПДД, но в то же время действительно слегка затрудняет обзор. Такую парковку можно понять, если бы двор был «забит» автомобилями. Впрочем, проблема решилась просто. Ныне инспекторы ГАИ по номеру автомобиля могут «пробить» его владельца и телефон, воспользовавшись мобильным Интернетом и специальной базой. Виталий Шпилевский набирает указанный номер телефона, женский голос подтверждает, что она является хозяйкой указанного автомобиля.

– Если вам не сложно, перепаркуйте машину на стояночное место, – предварительно представившись, просит инспектор. – Поступило обращение, что автомобиль мешает обзору.

– Хорошо, – соглашается хозяйка машины. – Сейчас сделаю.

Едем дальше. Стемнело окончательно, не видно ни зги. В Березовке нет проспектов, хотя нельзя сказать, что нет фонарей. Они есть, но не настолько много, как на улицах крупных городов. Их достаточно для того, чтобы не попасть ногой в яму, но чтобы водителю увидеть темное пятно – нет. На улице Кирова так и получилось: велосипедистка в темной одежде без всяких отражателей на необорудованном велосипеде практически «въехала» в машину ГАИ. Да, женщина со всем согласна. Говорит, нечасто пользуется велосипедом, а тут позвонила мама, ей вроде как нехорошо, вот и схватила велосипед да поехала на нем в чем была одета.

На удивление, все нарушители какие-то не злые. Ни один не пытается доказать свою правоту, расходились, как говорится, не врагами.

Время близится к 21.00, пешеходов и велосипедистов становится все меньше. Подъезжаем ближе к центральному магазину на улице Корзюка и паркуемся там. Инспектора решают, что пришла пора поработать с водителями. Первые два случайно выбранных автомобиля оказываются без техосмотра. У третьего с документами все в порядке, но водитель взволнован. Причина простая.

– Думал, опять фара не горит, – объясняет водитель. – Только лампочку поменял, а тут останавливают. Сразу мелькнула мысль: неужели снова перегорела?!

Нет, все нормально. Далее наш рейд проходит спокойно. Город потихоньку засыпает, а моя миссия подходит к концу.

– Какие нарушения ПДД в основном фиксируются в Березовке? – интересуюсь напоследок.

– А как раз те, которые и были, – говорит Сергей Марчук. – Грешат велосипедисты, в теплое время года встречаются любители покататься без прав на мопедах и мотоциклах и сбежать от ГАИ, водители, у которых машины без техосмотра. Как и везде, периодически попадаются водители, находящиеся за рулем в нетрезвом состоянии. Пешеходы здесь, как правило, законопослушны. А по большому счету Березовка практически ничем не отличается по нарушениям ПДД от других городов.

Но что хочется добавить. Если кто-то думает, что в этом маленьком городке редко бывает патруль ГАИ, то он ошибается. Часто и в разные дни недели. Не угадаешь. Так что лучше не нарушать, а нарушил – отвечай. Таков закон, и спорить с ним бесполезно.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться