29 октября – День работников службы Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Глядеть в оба, не спать, или О службе без ретуши

29 Октября 2017 2975

Все слышали о Департаменте охраны, но не все в полной мере понимают, чем он занимается и кто там работает. Правда, многим людям известно, что эта служба контролирует объекты, на которых установлена охранная сигнализация, а ее наряды патрулируют улицы на спецмашинах с синими мигалками и обязательно берут с собой собаку. Но это далеко не всё. А хотите знать больше? Тогда добро пожаловать в Лидский отдел Департамента охраны. Тем более что 29 октября эта одна из самых мобильных и оперативных служб милиции отметит свое 65-летие, а Лидский отдел такой же юбилей – 10 ноября. В преддверии юбилея корреспондент «Лідскай газеты» отправился по известному адресу – на улицу Ленинскую, 8а.

В этом здании мне доводилось бывать по работе около 10 лет назад. Поэтому мне было интересно: что здесь новенького? С замиранием сердца открываю двери. Ого! Всё не так, всё по-новому. Через «вертушку» возле дежурной части просто так не пройдешь – надо отчитаться, записаться и показать содержимое сумок. У меня тоже всё проверили, даже фотокофр попросили расстегнуть (вдруг там и не камера вовсе?). В свете последних событий такой досмотр оправдан. После всех необходимых проверок меня впустили внутрь той самой дежурной части. С нее и начнем.

В режиме реального времени

Как и в любом подобном подразделении милиции, именно здесь группируется вся ежесекундная информация: сигналы о нарушениях общественного порядка, «сработки» тревожных кнопок и сигнализаций. Дежурный тут же принимает решение, какому наряду дать команду, чтобы быстрее обезвредить, проверить, помочь. Но как понять, какой наряд ближе, чтобы не терять ни секунды времени? И вот тут – интересно.

– Дело в том, – рассказывает помощник оперативно-дежурной службы отделения милицейской военизированной и сторожевой охраны прапорщик милиции Вячеслав Панухник, – что каждую патрульную машину мы видим в режиме реального времени. Вот, смотрите, – Вячеслав показывает на экране компьютера точки с номерами, – это и есть патрульные машины.

Если вкратце, то все происходит примерно так. В режиме онлайн видно, как машины движутся по заданным маршрутам, и если где-то что-то происходит, на место отправляется ближайший наряд. Таким образом, в течение трех (максимум – семи) минут милиционеры из Департамента охраны уже будут там, где необходимо их участие. Кстати, чтобы отлучиться с маршрута, наряд должен сообщить в дежурную часть о причине отклонения. Просто так ни «направо», ни «налево» не уедешь.

IMG 7245

К слову, о так называемых «сработках». Все объекты, на которых установлена сигнализация (а их под контролем Лидского отдела более двух тысяч), также наблюдаются в режиме реального времени.

– Например, – продолжает рассказывать о тонкостях службы Вячеслав Панухник, – если сработала сигнализация в магазине, мы прямо здесь и сейчас с помощью специальной программы можем узнать, где именно случилось проникновение или поломка. Все это позволяет нашим ребятам быстро определиться, как надо действовать. Это же касается и частных владений.

Между прочим, в каждой патрульной машине есть тревожная кнопка (ведь и самим милиционерам может понадобиться помощь коллег).

Когда конвою рады

У Департамента охраны много функций, и одна из них – сопровождение грузов.

– По договорам с компаниями-перевозчиками, – рассказывает Геннадий Малышко, заместитель начальника отдела по идеологической работе и кадровому обеспечению, – мы обеспечиваем таможенное сопровождение, то есть ведем машины от таможни до таможни, гарантируя, что груз не «растворится» по дороге. В обязательном порядке конвоируем алкогольную, спиртосодержащую, табачную продукцию, драгоценности, огнестрельное оружие и боеприпасы. По заявкам клиентов ведем и другие товары, транспорт.

Вообще-то, здесь тоже все не так просто, как кажется на первый взгляд – сел и поехал. Перед поездкой сотрудники осматривают на предмет целости фуры, пломбы, проверяют сохранность груза, принимают документы на него, удостоверяются в адекватности, трезвости и хорошем самочувствии шоферов, кратко инструктируют их о передвижении, и только после всего этого – в рейс.

Кто из автолюбителей много ездит, тому приходилось встречать автопоезда в сопровождении милицейских машин. Сразу понятно: везут что-то ценное. Дорогу по требованию уступают все. Но если вдруг найдется (фантазирую) ненормальный, который решит вклиниться в колонну, «подрезать» ее…

– Сотрудники сразу отреагируют и примут меры, – говорит Геннадий Малышко. – Их этому обучают. В службу сопровождения грузов вообще не попасть человеку с улицы – для этого надо не один год отработать в Департаменте охраны и зарекомендовать себя с положительной стороны, а также иметь отличную физическую подготовку. Конвой действует по ситуации. Однако первое, что следует сделать в подобном случае, – это нажать кнопку тревожной сигнализации (она есть в каждой машине спецгруппы). Там же установлена и навигационная система. За передвижением служебных машин следят инспекторы дежурной части департамента, поэтому сразу узнают, где сработала кнопка, и направят на место ближайший наряд. То есть для таких случаев имеется четкий алгоритм действий. Дежурные также видят, стоят машины или движутся (если движутся, то в каком направлении). Если они заметят, что транспорт долго стоит, то сами свяжутся с нарядом и выяснят причину.

Впрочем, об этом мне уже рассказали в дежурной части и даже показали в действии.

Между прочим, здесь же, в Департаменте охраны, можно нанять и личного телохранителя. Такую услугу однажды оказывали лидчанке, которая находилась в нелегком бракоразводном процессе с мужем.

Эти сторожа не спят

Кроме милиционеров, в Департаменте охраны работают и гражданские – сторожами, охранниками, контролерами на объектах. Таких объектов в Лидском районе около сорока. Надо сказать, что устроиться на эту работу не так и легко. У кандидата должна быть почти кристально чистая биография.

– Если в биографии человека имели место приводы в милицию, если он нарушал закон – ему не место в охране, – говорит Геннадий Федорович, заместитель начальника отделения милиции военизированной сторожевой охраны, в подчинении у которого более 250 работников.

Кстати, Геннадий Федорович за время своей службы прошел практически все ступеньки и начинал также со сторожа. Теперь сам участвует в отборе кандидатов для этой службы.

IMG 7241

– У нас не задержится человек, который хочет работать по принципу «сторож спит, служба идет». Если его застанут спящим во время проверки, которая ежесменно проводится в обязательном порядке дежурными нарядами, с работой можно распрощаться.

Вероятно, и такие сторожа бывают, но чаще имеет место другое отношение к работе, позволяющее предотвратить различные хищения.

– Например, – продолжает Геннадий Федорович, – охранник молочно-консервного комбината делала (к слову, женщин-сторожей – большинство) обход территории, увидела подозрительного человека, нажала тревожную кнопку на пульте. Ночного гостя задержали уже за территорией. Впоследствии выяснилось, что это бывший работник предприятия, который пытался похитить металл из гаражей.Попытка хищения продукции была предотвращена также некоторое время назад на мебельной фабрике. Там сторож увидела в одном из цехов разбитое стекло, а подойдя ближе, обнаружила подготовленную для выноса продукцию. Несостоявшихся воров задержали.

Ночная милиция

Сотрудников Департамента охраны еще называют «ночной милицией», так как ее патрульные автомобили дежурят круглосуточно, а на плечи сотрудников ложится обеспечение порядка на притихших улочках спящих городов и городских поселков. 

В этот вечер Ивану Драбу, водителю группы задержания, старшине милиции, и Евгению Венскому, милиционеру группы задержания, сержанту милиции, как раз пришлось получать разрешение сойти с маршрута, чтобы захватить в ночной рейд корреспондента «Лідскай газеты». Наше совместное дежурство проходило в Березовке. С Лидой, конечно, не сравнить – тишина…

IMG 7252

– Да, – соглашается Иван, – теперь на улицах довольно спокойно. А ведь были и другие времена. В свое время Березовка «гудела», и происшествий здесь случалось достаточно. Конечно, надо признать, что и сам город «постарел», но и, смею предположить, работа милиции возымела свое действие. Ежедневно сюда выезжает наряд Лидского отдела Департамента охраны.

Как проходит ночное дежурство? Вот и посмотрим.

Пока машина патрулирует притихшую Березовку, ребята рассказывают о случаях, с которыми приходится сталкиваться на службе. Ведь основная задача патрульных – обеспечение порядка на улицах, предотвращение и профилактика преступлений.

– Однажды ехали мы, видим – в четыре часа ночи идет человек… со стремянкой в руках, – рассказывает Иван. – Подозрительно? Да. Тут другой вопрос: человек вроде ничего не нарушает, никаких сигналов не поступало – как выяснить, совершил он правонарушение или нет? Приходится применять смекалку, чтобы вывести подозрительного прохожего на чистую воду. В нашем случае оказалось, что мужчина украл лестницу со строящегося дома.

Похожая ситуация была при патрулировании в одном из гаражных кооперативов. Милиционеры среди глубокой ночи увидели мужчину с пакетом в руках. В пакете – колпаки от автомобильных колес. Мужчина утверждал, что идет ремонтировать машину в свой гараж. Только ключи от гаража… забыл. Он оказался автовором, совершившим целую серию краж. А ведь проедь милиционеры мимо… Интуиция, что ни говори.

Через какое-то время наша милицейская «Нива» останавливается возле магазина «Лик». Задача патрульных – провести осмотр охраняемого объекта на предмет повреждений, надписей и других видимых дефектов. Всё чисто.

За время дежурства мы объехали почти все магазины Березовки. Теперь я знаю, что самое длительное время работы у «Виктории» – до 23 часов. Так называемых «ночников» здесь нет. Поэтому кто не успел отовариться до одиннадцати вечера, тот, как говорится, опоздал.Далее была проверка охраняемых объектов. В Березовке таких два: водоканал и газонаполнительная станция. Служба идет по разработанному плану. Глаз сомкнуть не только невозможно, но и запрещено, за это не пожалуют точно. Очередной раз наш автомобиль получает разрешение отлучиться с маршрута, чтобы доставить меня домой. А впереди у парней еще целая ночь патрулирования. И кто скажет, что это легко?

И, конечно же, у патрульных есть собаки, прошедшие специальное обучение. В нашем рейде четвероного помощника не было. «Он на больничном», – пошутили ребята. Но, кроме шуток, бывает и такое – тогда приходится рассчитывать только на себя.

Лично я убедилась, что работа сотрудников Департамента охраны МВД – непростая, ответственная и, несомненно, важная. Только в этом году ими выявлено более 2000 административных правонарушений, раскрыто около 50 преступлений. Основная масса нарушений выявляется именно во время патрулирования. И кто поспорит с тем, что спокойствие на улицах – заслуга милиции?

Накануне профессионального праздника во Дворце культуры города Лиды состоялся концерт, приуроченный этому событию.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться