Монеты, «таблетки», украшения… Что еще врачи-эндоскописты находят в желудках лидчан?

04 Октября 2017 2431

В отделении эндоскопии Лидской ЦРБ на видном месте стоит коробка, в которой – «экспонаты», извлеченные из желудков пациентов. Врачи говорят, что коллекция могла бы быть гораздо более богатой и впечатляющей, если бы они начали собирать ее не год назад, а раньше.

Больше всего здесь копеек, причем не только белорусских, но и российских, польских, украинских. Одни привычного нам светлого цвета, а другие – черные как уголь. Оказывается, связано это с длительностью пребывания монет в желудке.

– Если металлический предмет извлечь сразу, то в цвете он не поменяется, – объясняет заведующая отделением эндоскопии Александра Мартинович. – Если же он проведет в кислой среде желудка несколько часов и больше, то под воздействием химической реакции почернеет. Металлические деньги даже могут прожечь стенку кишечника наравне с батарейкой, поэтому шумиха вокруг монет вполне оправданна.

Александра Владыславовна добавляет, что с введением 1 июля 2016 года в обращение монет пациентов в отделении эндоскопии прибавилось. Правда, не сразу, а спустя несколько месяцев. Когда все республиканские СМИ писали об участившихся случаях глотания детьми новых денег, в Лидской ЦРБ было на удивление тихо. А вот с середины осени пошло-поехало: копейки из детских желудков иногда приходилось извлекать по несколько раз в неделю.

– Затем снова наступил период затишья, июль и август выдались вообще спокойными: ни одного удаления инородного тела, – сказала старшая медсестра отделения эндоскопии Ирина Макуца. – Посмотрим, насколько «урожайной» будет осень.

Вообще, «глотатели» в отделение поступают круглогодично, и в большинстве своем это, конечно, дети. Глотают элементы питания (в основном плоские, или так называемые «таблетки»), разные украшения: бусины, заколки, сережки. Из последнего – серебряный крестик размером в 2 см, который висел на шее у малыша.

1011

– Мы понимаем, что родители таким образом хотят защитить своих детей, да и традиция носить крестики и медальоны сразу после крещения в Беларуси плотно укоренилась, – рассуждает Александра Мартинович. – Но взрослые не догадываются, насколько это может быть небезопасно для их деток, которые познают окружающий мир не только руками, но и ртом. Тому подтверждение – данный крестик, который малыш, играя с цепочкой и порвав ее, проглотил.

Конечно, такие «экспонаты» врачи-эндоскописты в своей коллекции не оставляют, а отдают владельцам. Так случилось с коллекционной монетой, золотой сережкой и многими другими ценными вещами. Вообще, есть правило: все предметы, извлеченные из желудков пациентов, обязательно показываются их владельцам. Последние уже принимают решение, оставить «трофей» в отделении или забрать домой на память. Как правило, оставляют. Единственное, за что пришлось по-настоящему «побороться», – так это за зубную щетку, которая пролежала внутри пациента… 16 лет! Возможно, она лежала бы там и дальше, если бы не начала доставлять «хозяину» сильный дискомфорт. За 16 лет щетина полностью растворилась в желудке, как и черная изолента, которой была обмотана рукоятка. К слову, зубную щетку бывший заключенный проглотил осознанно, зачем – история умалчивает.

9

Взрослых среди пациентов отделения эндоскопии Лидской ЦРБ немного. Летом, к примеру, периодически поступают «неудачливые глотатели» шашлыков. Но все эти случаи – редкость, львиная доля проглоченных предметов все же на счету маленьких пациентов в возрасте от полутора до четырех лет. Из последних случаев: одиннадцатимесячный ребенок откусил большой кусок яблока и не смог его проглотить. Но настоящей головной болью для врачей-эндоскопистов являются магниты, которые, попадая в кишечник, могут вызвать слипание стенок, что чревато серьезными последствиями.

43

8

– Если речь идет об одном магните, то, в принципе, ничего страшного, через несколько часов он может выйти сам непереваренным, – не вдаваясь в медицинскую терминологию, пояснила заведующая отделением эндоскопии Александра Мартинович. – Но если магнитов несколько, ситуация становится опасной. Двигаясь по организму с разной скоростью, магниты рискуют оказаться в соседних петлях тонкого кишечника и взаимопритянуться, прижав одну к другой кишечные стенки, которые, лишенные кровоснабжения, подвергаются некрозу. А некроз (отмирание) чреват перитонитом. Попадание той же батарейки провоцирует в организме опасные реакции: химическую, термическую и электрическую. Вполне реален риск прожигания пищевода, трахеи и бронхов, поскольку батарейки окисляются. А бывает, что малыши не доглатывают предметы, и те прилипают к стенкам пищевода, отчего достать и извлечь их крайне затруднительно. Был в моей практике случай, когда магниты настолько крепко сцепились, что инструментом их было не разнять, пришлось доставать хирургическим путем. В любом случае, при попадании пациента в больницу врачи-хирурги в первую очередь делают снимок, чтобы определить, где находится инородное тело, каков его размер, – от этого зависят дальнейшие действия. Нередко нужно дождаться, когда предмет выйдет естественным путем. Тогда пациента госпитализируют и наблюдают в течение определенного времени. Но если он находится в желудке или уже в пищеводе, нас, эндоскопистов, вызывают даже из дома.

Александра Мартинович в медицине уже почти четверть века. На вопрос журналиста «Лідскай газеты», какой проглоченный предмет врезался в ее память особенно, она ответила: золотая сережка с английской застежкой и большим плоским медальоном. «Сложность была в том, что за этот медальон было практически не ухватиться, так как он плоский, – вспоминает Александра Владыславовна. – В этом плане монеты хороши тем, что имеют ребристый край, небольшую окантовку, за которую можно зафиксировать инструмент».

65

– А лет 15 назад в Лиде был один резонансный случай: девочка на «комаровке» надувала шар, который лопнул и буквально «залепил» дыхательные пути, – добавляет Ирина Макуца. – Ребенка тогда в экстренном порядке доставили к нам в отделение. К счастью, все обошлось.

По словам специалистов, отделение эндоскопии Лидской ЦРБ технически оснащено хорошо. Последние несколько лет в областную больницу из Лиды никого не отправляют – справляются сами.

«Авось» не поможет

Как «Отче наш», эту истину следуют запомнить родителям, которые порой ведут себя более чем легкомысленно, уповая на старый «фольклор»: мол, само рассосется. Не рассосется.

– Вдобавок взрослые пользуются какой-то исключительно непонятной логикой и кормят детей, чтобы предмет вышел сам, – комментирует заведующая отделением эндоскопии Лидской ЦРБ Александра Мартинович. – Это в корне неверное решение: никакой воды и еды давать нельзя. Из-за того, что желудок полный, наша задача сильно усложняется и поиски проглоченной вещи значительно загягиваются. Приходилось и по три часа искать!

Немаловажно знать и о том, по каким признакам можно «вычислить» попадание инородных предметов внутрь ребенка и как помочь ему, пока не приехала бригада скорой помощи.

– Звонить в скорую нужно не раздумывая, если у ребенка рвота, когда на его губах появилась пена или наблюдается обильное слюнотечение либо если малыш ведет себя неспокойно, плачет или мечется, – настоятельно советует Александра Владыславовна. – А сделав звонок, тут же осмотритесь: очень важно установить, что именно проглочено.

1

Поэтому необходимо устраивать детям «ликбезы» касательно опасности веществ. Увы, так делают немногие родители, о чем свидетельствуют рецидивы. Ирина Макуца говорит, что некоторые пациенты попадают в отделение повторно, а то и становятся завсегдатаями. «А мы у вас были два месяца назад». – «А что глотали?» – «Денежку». – «А сейчас?» – «А сейчас магнитик». Такие диалоги в больнице далеко не редкость, и забавного в этом мало.

…Конечно, всего не предусмотришь. Поэтому, если появилось подозрение на инородное тело в пищеводе у ребенка, ни в коем случае не занимайтесь самолечением, а немедленно обратитесь за медицинской помощью!

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться