Учительница из Лиды стала абсолютной победительницей конкурса Союзного государства

26 Июля 2016 3693

Лидчина с завидным постоянством является лидером в самых различных рейтингах. Так, высокий имидж завоеван лидскими школьниками, которые одерживают больше всех побед на республиканской предметной олимпиаде, во всевозможных международных конкурсах и фестивалях. Разумеется, главная заслуга в этом принадлежит педагогам, многие из которых громко заявляют о себе и о регионе на престижных площадках. Именно так, громко, на всю Беларусь, Россию и по всему миру, недавно прозвучало имя лидского педагога (учительницы русского языка и литературы СШ №12) Натальи Гресь, которая стала победительницей конкурса молодых учителей Российской Федерации и Республики Беларусь на лучший урок по литературе «Сила Слова», объявленного Постоянным комитетом Союзного государства Беларуси и России совместно с МИА «Россия сегодня».

Согласно Положению о конкурсе, его участником мог стать любой учитель литературы средней школы, кадетского корпуса, суворовского училища Союзного государства в возрасте не старше 28 лет. Молодым педагогам было предложено подготовить презентацию и сценарий проведения мультимедийного урока и при этом проявить креативность и хорошее знание предмета, продемонстрировать умение заинтересовать учеников темой урока, побудить их к самостоятельному чтению литературных произведений. Всего на конкурс было подано более ста заявок. Экспертное жюри из числа авторитетных ученых-литературоведов, профессоров вузов, представителей министерств образования двух стран отобрало в финал десять работ (по пять из России и Беларуси). Авторы работ, среди которых и Наталья Гресь, были приглашены на торжественную церемонию в Москву. Награду лидчанке вручил госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота.

– Для подготовки презентации нам было предложено пять тем на выбор, и все они связаны с Великой Отечественной войной. Я выбрала тему «Души и державы опора. Служение Отечеству в произведениях русских и белорусских писателей». При написании работы ориентировалась на учеников 11 класса. Подобрала три текста: Михаила Шолохова «Судьба человека», Василя Быкова «Сотников» и «В тумане». Они включены в школьную программу как Республики Беларусь, так и Российской Федерации (кроме повести «В тумане» – это уже моя личная инициатива), – рассказала корреспонденту «Лідскай газеты» Наталья Валерьевна. – Из всех предложенных тем выбранная мною, вероятно, была самая глубокая – писать на патриотическую тему всегда сложно. Есть шанс быть навязчивым, а этого не хочется, потому что дети на самом деле чувствуют, когда все наиграно.

«Так что же, по-вашему, души и державы опора?..» – интересуюсь у победительницы.

– Это я и спрашиваю у учеников. Специфика современного урока  в том, что учитель направляет, а не дает готовый ответ, – отвечает Наталья Гресь. – Рассматривать тексты нужно во взаимосвязи. Они выстроены в определенной последовательности: первой – «Судьба человека», потом – «Сотников» и далее – «В тумане». Несложно проследить и развитие темы о войне, и изменение подхода к этой теме у самих писателей. В принципе, дети сами без проблем могут подойти к ответу на этот вопрос: «Души и державы опора… Что это за человек и какими качествами должен обладать?» На последнем этапе урока (а это рефлексия) ученики эмоционально высказывают то, что они почувствовали и какие выводы сделали. Я предлагаю заполнить пробелы в тексте, то есть, продолжить предложения: «На мой взгляд, души и державы опора, это …», «Человек, который является души и державы опорой, должен обладать такими качествами, как…» и последнее, немаловажное предложение: «После этого урока мое отношение к повседневным проблемам…» Нужно дать ученикам выстроить свое мнение. Тем более, что это 11-классники, и у них уже есть свои убеждения.

pedagog

«Как же увлечь детей литературой?» – этот вопрос, пожалуй, волнует сегодня каждого родителя. Что думает по этому поводу педагог, автор лучшего урока по литературе?

– Дети воспринимают школьную литературу как нечто навязанное… В школьной программе много интересных произведений, но так как детей заставляют их читать, то они воспринимают многие тексты отрицательно. Поэтому важно давать им литературу для дополнительного чтения. Я составляю список текстов на лето и говорю: «Вот эти тексты мы будем проходить, а вот этих в программе нет». И они больше обращают внимание на последние. А вообще, нужно интересоваться, что дети читают. Они читают не меньше, чем старшее поколение когда-то, просто читают другую литературу, не всегда качественную.

Молодой педагог, принесший громкую победу Лидчине, всего год в профессии. Сама она лидчанка, шесть лет назад окончила СШ №8.

– Когда я училась в школе и меня спрашивали, кем я хочу быть, то тогда я, наверное, отвечала – врачом. На всех детских фотографиях я с фонендоскопом, в шапочке врача. Но когда дело подошло к серьезному выбору профессии, передо мной встал вопрос, куда поступать. Мама читала мне очень много книг в детстве, она и сама заядлый книголюб. Бабушка очень хотела, чтобы я стала учителем. Она всегда советовала мне предпочесть любому занятию чтение книги (сама она не педагог, а бухгалтер). А вот родной брат бабушки – Юзеф Кордаш, заслуженный учитель Польши, 30 лет проработавший директором школы, кстати, он является автором книги о нашем городе. Большое влияние на выбор профессии оказала моя школьная учительница русского языка и литературы, классный руководитель, Марина Александровна Стрелюк. Она являлась для меня эталоном.

Несмотря на молодой возраст Наталья Гресь уже успела поучаствовать в районном конкурсе «Молодой специалист 21 века» и конкурсе эссе в рамках акции «Опытные педагоги вырастают из молодых». Конкурс Союзного государства» «Сила слова» стал первой весомой наградой молодого педагога, получение которой, по словам Натальи Валерьевны, станет толчком к новым творческим достижениям как на уроках в школе, так и на международных конкурсных площадках.  

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться