Награда за поиск, или О том, сколько еще неизвестных захоронений солдат находится на лидской земле

06 Января 2016 2572

Инспектор по учету и бронированию военного комиссариата Лидского района Наталья Вялова (на снимке) – единственная в Гродненской области женщина, награжденная накануне Нового года нагрудным знаком «За активный поиск». Заслуги Натальи Сергеевны отмечены неспроста: тридцать пять лет профессиональной деятельности она вкладывала силы и душу в благое дело – занималась поиском захоронений военнослужащих периода Великой Отечественной войны. И сегодня наш рассказ – об этом человеке.

Первый вопрос при встрече с Натальей Сергеевной, конечно же, был о работе, точнее – о том, как она пришла в профессию.

– Родом я из Чернобыльской зоны, деревня Гута-Ксаверовская, – рассказывает моя собеседница. – Во время войны в местной школе располагался полевой передвижной госпиталь. В один из дней там умерло двое солдат. Их похоронили возле школы, а со временем на этом месте посадили сосны. Были эти могилки без опознавательных знаков. Кто в них лежит, откуда солдаты родом, чтобы сообщить родным, местное население не знало. Но помню, как всегда на Радуницу вместе с бабушкой мы ходили убирать захоронения. Печально, но у меня с войны также не вернулись два деда: один покоится в Волынской области, а второй умер от ран в военном госпитале под Будапештом, там же и похоронен. Бабушки после войны так замуж и не вышли. Так вот, одна из них, муж которой погиб под Будапештом, и убирала эти могилки. Один раз я спросила ее: «Зачем ты это делаешь?» А она, ласково взглянув на меня, ответила: «Здесь солдатики погибли. Может, такая же вдова, как и я, уберет могилу моего Андрея!»

По словам Натальи Сергеевны, навести порядок на могилах неизвестных солдат было почетным делом, в том числе и для местных школьников. Обычно это делали лучшие из лучших. Но больше всего интерес к периоду Великой Отечественной войны привил ребятам учитель истории и бывший фронтовик Игнат Яковлевич Дончук. Когда он рассказывал о солдатских буднях, в классе стояла такая тишина, что было слышно, как пролетает муха.

По приезде в Лиду Наталья Вялова поняла: быть связанной с событиями военных лет – ее жизненное кредо. И когда пришла на работу в должности делопроизводителя в военный комиссариат, убедилась в этом окончательно. Трудовые будни специалиста проходили не только в оформлении документов на сверхсрочную службу, командировании на целину и за границу, но и, прежде всего, в тесном общении с нашими ветеранами. В 80-х годах им только начинали выдавать постоянные удостоверения участников Великой Отечественной войны. Каждый рассказывал свою биографию. В свою очередь, специалист с интересом знакомилась с каждой. Но и на этом работа не заканчивалась. С 90-х годов в Лидском районе был начат учет воинских захоронений. И уже с 1996 года Наталья Вялова была переведена на должность главного специалиста по социальной защите, одной из обязанностей которой являлось вести работу в этом направлении.

– В 1996 году довелось быть на раскопках в Северном городке, – вспоминает героиня статьи. – Экскаватор начал копать перед боксами пожарных машин и поднял на поверхность человеческие кости. Сразу же связались с полевой ротой. В итоге нашли останки двенадцати солдатиков. Личных вещей при них не было. Тогда установили, что все они были расстреляны.

IMG 0085IMG 0070

– Скажите, а как удавалось узнавать, что в том или ином месте города могут находиться захоронения времен войны?

– Часть информации брали из документальных источников, но в большинстве случаев черпали ее из воспоминаний людей, очевидцев тех давних событий, – отвечает Наталья Сергеевна. – Мы часто давали объявления в «Лідскую газету» с просьбой рассказать о неучтенных воинских захоронениях. И неравнодушные люди находились. Так, однажды ко мне пришел местный житель Зенон Бенкевич. Он пояснил, что в поле в том же Северном городке есть место, где осенью 41-го или весной 42-го года немцами были расстреляны евреи. Поисковые работы начались после того, как было дано разрешение Лидского горисполкома. И как только пятьдесят сантиметров слоя земли были сняты, нам открылась жуткая картина массовой казни. Оказывается, все эти годы останки людей лежали практически на поверхности. Перед глазами до сих пор убитая женщина со связанными за спиной руками. А так как почва в том месте оказалась глинистой, у некоторых людей сохранились даже сухожилия.

По словам Натальи Сергеевны, в большинстве случаев подобные захоронения обнаруживаются во время проведения строительных работ. Другие, как уже говорилось выше, поисковые отряды пытаются отыскать по воспоминаниям очевидцев. Но так как со времен тех давних событий прошло много времени и местность видоизменилась – все это во многом усложняет работу.

– Ко мне приходили люди, которые знали, где недалеко от окружной дороги Гродно-Вильнюс находится общее захоронение ста пятидесяти цыган. Его не нашли. Осуществлялись поисковые работы останков представителей этого национального меньшинства также у озера Кудярка. Тщетно. Правда, тогда наткнулись на останки девяти советских военнослужащих. Также до сих пор не найдена могила 80 лейтенантов, упоминание о которых имеется в Акте комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков на временно оккупированной территории Лидского района от 17 августа 1944 года, хранящемся в фондах Лидского историко-художественного музея.

– Случалось ли такое, что личности погибших военнослужащих все-таки становились известными?

– Однажды были найдены скелетированные останки двух солдат: одного – погибшего в период Первой мировой войны (это удалось определить по пуговицам), а второго – во время Великой Отечественной. Случайно они лежали рядом. Так вот, личность последнего мы установили. Им оказался уроженец Брестской области по фамилии Махнач. Отыскали его родственников. Тогда на перезахоронение предка приехали его племянники.

По словам Натальи Сергеевны, благое дело по увековечению памяти погибших защитников Отечества не должно прекращаться и сегодня. Ведь это прежде всего наша память.

– Мы сами, к сожалению, до конца не представляем размеры трагедии, произошедшей много лет назад, – заметила Наталья Сергеевна в конце беседы. – Ведь сколько еще непогребенных останков защитников Родины, неизвестных захоронений мирного населения, подвергшегося фашистскому геноциду, находятся на территории нашего района. К сожалению, отдать всем им почести не всегда представляется возможным. Но хочется верить, что это гуманное дело продолжат другие: людей, неравнодушных к человеческим судьбам и истории своей страны, на самом деле очень много.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться