Съел жену – значит, любит... «Окно Овертона» – технология внедрения в сознание человека

12 Августа 2015 2562

Аналитики утверждают: существуют технологии внедрения в сознание человека, по которым можно привыкнуть к тому, к чему привыкнуть кажется невозможным. Этому есть название: «окно Овертона».Джозеф Овертон – старший вице-президент Макинского центра публичной политики, погибший в автокатастрофе в возрасте 43 лет. Так вот, по Овертону, для каждой идеи или проблемы в обществе существует так называемое «окно возможности». В пределах этого окна идею могут широко обсуждать или открыто поддерживать, пытаться закрепить законодательно. Окно двигают, меняя тем самым веер возможности от стадии немыслимого, т. е. совершенно чуждого общественной морали, полностью отвергаемого, до стадии актуального, широко обсужденного, принятого массовым сознанием и закрепленного на законодательном уровне. Это не «промывание мозгов» как таковое, а более тонкие технологии.

Для примера возьмем что-то совершенно невообразимое. Допустим, каннибализм – т. е. идею легализовать право граждан на поедание друг друга. Совершенно однозначно, сегодня, в 2015 году, развернуть пропаганду каннибализма невозможно: общество встанет на дыбы. Следовательно, проблема каннибализма находится на нулевой стадии «окна возможности». Смоделируем, как это немыслимое пройдет все стадии «окна возможности» и станет не только мыслимым, но еще и обязательным.

Так как тему каннибализма не поднимешь ни в прессе, ни в сколько-нибудь приличной компании, соответственно, первое движение «окна Овертона» – перевести ее из области немыслимого в область радикального. У нас ведь свобода слова, демократия. Так почему бы и не поговорить о каннибализме? Мы же имеем право говорить обо всем подряд. В то время как для ученых вообще не существует запретных тем, им положено все знать. А раз так, соберем экологический симпозиум по теме: «Экзотические обряды племен Полинезии». Обсудим на нем историю предмета, введем ее в научный оборот и получим факт авторитетного высказывания о каннибализме.

Оказывается, о людоедстве можно поговорить и при этом остаться в пределах научной респектабельности. «Окно Овертона» уже движется, обозначен пересмотр позиций. Тем самым обеспечен переход от неприемлемо отрицательного отношения общества к отношениям более позитивным. Одновременно с научной дискуссией должно появиться общество каких-либо «радикальных каннибалов». И пусть оно будет представлено лишь в сети Интернет, «радикальных каннибалов» непременно заметят, продвинут и процитируют во всех «нужных» СМИ.

Результат первой стадии «Окна Овертона» – неприемлемая тема введена в оборот. Табу снято, произошло разрушение однозначности проблемы, созданы градации серого.

А почему бы и нет

Следующим шагом «окно» движется дальше, переводя тему из области радикального в область возможного. На этой стадии продолжаем цитировать ученых – ведь нельзя отворачиваться от знания, пусть и про каннибализм. Любой, кто откажется это обсуждать, должен быть заклеймен как ханжа. Обсуждая ханжество, надо придумать каннибализму элегантное название. Нет больше «каннибализма», теперь это может называться «антропофагия». Но скоро и этот термин будет заменен, будучи признанным оскорбительным. Цель – увести суть проблемы от ее обозначения, оторвать форму слова от ее содержания. «Каннибализм» превращается в «антропофагию», а «антропофагия» в «антропофилию» подобно тому, как преступник меняет фамилии и паспорта. Параллельно с игрой в имена происходит формирование «опорного прецедента», пусть вымышленного, но главное – легитимизированного. Главная задача – вывести вопрос поедания людей из-под уголовного преследования, хоть раз.

А вы знаете, кого он кушал?

Так возникает возможность двигать «окно Овертона» с территории возможного в область рационального – и это третий этап. Ведь генетически это заложено в природе человека. Иногда съесть человека – это просто необходимо, существуют непреодолимые обстоятельства, есть люди, желающие, чтобы их съели. Появляется мнение: «антропофилов» спровоцировали, запретный плод всегда сладок, а свободный человек имеет право все решать сам. Не скрывайте информацию, и пусть каждый имеет возможность понять, кто он: антропофил или антропофоб.

В общественном сознании искусственно создается поле боя за проблему. Для популяризации проблемы необходимо поддержать ее по контентам, сопрягая с историческими и мифологическими личностями, а по возможности – и с современными медиаперсонами. «Антропофилия» проникает в новости, ток-шоу, тексты песен, видеоклипы, кино. Один из приемов популяризации называется: «Оглянись по сторонам». А разве вы не знали, что этот известный композитор-антропофил? Его даже преследовали за это (какой ужас!). И это при том, что у нас демократия. А сколько их по «психушкам» сидело, знали бы вы! А сколько миллионов выслано, лишено гражданства. А как вам новый клип «леди каки» и т. д.?

На этом этапе (четвертом) обсуждаемую тему выводят в «топ». Она начинает самопроизвольно воспроизводиться в мире СМИ, шоу-бизнеса и политики. Для оправдания сторонников легализации используют очеловечивание преступников через создание им положительного образа, через не сопряженные с преступлением характеристики. Например: это же творческие люди, ну съел жену – ну и что? Они искренне любят своих жертв: ест – значит, любит. Антропофилы сами жертвы: их жизнь заставила. Кто мы, чтобы судить их?..»

Молчать! Как сказали, так и будет

К пятому этапу «окна» переходят, когда тема разогрета и готова перейти из категории популярной в сферу актуальной политики. Начинается подготовка законодательной базы, лоббистские группировки во власти консолидируются и выходят из тени. Публикуются социологические опросы, якобы подтверждающие высокий процент сторонников легализации каннибализма. В общественное сознание вносят новую догму: запрещение поедания людей запрещено. Это фирменное блюдо – либерализм, толерантность как запрет на табу. Во время последнего этапа движения «окна Овертона» из категории «популярное» в актуальную политику общество уже сломлено. Приняты законы, изменены (разрушены) нормы человеческого существования, далее эта тема отголосками неизбежно докатится до школ, детских садов, а значит, следующее поколение вырастет вообще без шанса на выживание.

Так было с легализацией педерастии. Сейчас они требуют называть себя геями. Сегодня на наших глазах Европа легализует инцест и детскую эвтаназию.

Так вот, описанное Овертоном «окно» легче всего движется в толерантном обществе. В таком обществе нет идеалов и четкого разделения добра и зла, нет сакральных понятий. Но есть пресловутая свобода слова, свобода расчеловечивания. На наших глазах одну за другой снимают рамки, ограждавшие общество от бездны и самоуничтожения.

Хочется думать, что трезвый взгляд разумного человека, вооруженного желанием действовать в противостоянии хаосу, – это то главное, что может защитить человечество и все то, что накоплено веками.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться