Мир маркетинга лидчанки Юлии Белявской

05 Июля 2018 1766

IMG 7741Термин «маркетинг» в обиходной речи на постсоветском пространстве обосновался сравнительно не так давно. Во всяком случае, выпускники советских школ, уж точно, не мечтали о профессии маркетолога. Потому что даже не слышали о ней, да и не готовили нигде таких специалистов. Современное же предприятие невозможно представить без специалистов по маркетингу. Но как им стать? В чем особенности этой профессии, сложно ли с ней адаптироваться выпускнику вуза в нынешних реалиях на предприятии определенного профиля? В этом мне помогла разобраться специалист по маркетингу (и в одном лице молодой специалист) ОАО «Лидская обувная фабрика» Юлия Белявская. 

Профессию подсказало… кино

Учеба в лидской гимназии №1 подходила к концу, а Юлия еще не решила, кем хочет стать в будущем. Подсказкой мог бы стать любимый предмет. Но девушка прекрасно успевала по всем предметам, а в число любимых входили и математика, и языки. В это время ее случайно увлек старый американский сериал, где главный герой был специалистом по маркетингу, а именно – по рекламе. Она не являлась поклонницей сериалов, просто ее буквально заворожил мир маркетинга, в котором «варился» герой фильма. И Юлия решила стать специалистом по рекламе.

– Я стала этим интересоваться, – вспоминала Юлия Белявская в начале нашей беседы, – и узнала, что таких специалистов готовят в двух столичных вузах. Я выбрала БГЭУ. Маркетологов там готовили по четырем направлениям: реклама, ценообразование, маркетинг и международный маркетинг. На рекламу хотело большинство. Но оказалось, что, согласно набранным баллам, список тех, кого приняли на специальность «реклама», закончился… прямо перед моей фамилией. Из оставшихся специальностей я выбрала «ценообразование». Ценообразование – это, можно сказать, одна из основных, глобальных, функций маркетинга. Учеба по этой специальности дала четкое понимание, что такое экономика, цена, как работает рынок. К слову, рекламу в определенном объеме мы тоже  изучали. Поэтому, хоть поначалу я расстроилась, сейчас очень благодарна судьбе, что получила именно такое образование.

Несмотря на специфичность предметов, учиться Юле было несложно. Она поняла: мир маркетинга – ее стихия, и стремилась взять в университете знания и умения, какие он вообще мог дать, по максимуму. «На Западе школы маркетинга начали формироваться довольно давно – в 50-60-е годы. А в Беларуси это стало развиваться намного позже. У нас были преподаватели, как молодые, так и старой школы. Те, что постарше, пока не было специальности «маркетинг», преподавали экономику, а потом им самим было интересно развиваться в новой сфере, и у них был свой подход. А у нас, студентов, была уникальная возможность сравнить подходы старой и новой школы, посмотреть на все под разными углами. Так что мы получили всесторонние знания», – вспоминала девушка.

По окончании университета Юлии присвоили квалификацию «маркетолог-экономист». Поле деятельности для обладателя такой специальности довольно широкое. Она могла работать маркетологом-аналитиком, специалистом по связям с общественностью, экономистом, специалистом по рекламе…

 «Вышла в центре и пошла по предприятиям…»

Факультет, на котором училась Юлия, предоставил будущим выпускникам возможность самим искать распределение. Так как она хотела вернуться домой, то начала поиск на лидских предприятиях.

– Помню, я в тот день приехала в Лиду на автобусе, вышла в центре города и пошла по предприятиям. Вначале не очень везло. Где-то вообще не было вакансий, где-то мне не подходили предложения… – вспоминала Юлия. – А потом я пришла на обувную фабрику, где состоялось собеседование с директором Владимиром Чижиком. Мне сразу понравилось, как он конкретно, по-деловому ко всему подходит. Он сказал: «Посчитайте емкость рынка, а еще вот это…». Задал конкретные вопросы. Я ответила, посчитала. А вскоре по его распоряжению мне на предприятии выдали документ, что меня возьмут сюда по распределению.

Ей еще предстояли госэкзамены, защита диплома. Юлия все сдала успешно. А 27 июля 2016 года был ее первый рабочий день.

Все стартует от идей

– Я сразу окунулась с головой в непосредственные обязанности, – продолжала рассказывать Юлия. – Познакомилась с рынком обуви, ассортиментом, проанализировала, какие модели пользуются спросом, чего на рынке не хватает, в каких направлениях есть смысл развиваться. Первые полгода плотно работала непосредственно под руководством директора предприятия. И с модельерами. Директор дает определенные задания, а работа с модельерами заключается в поиске идей, которые мы потом сопоставляем с возможностями: нашими технологиями, материалами, во что это выльется… В двух словах эту работу можно охарактеризовать так: она стартует от идей, которые еще где-то там витают, а завершается полной аналитикой по выпущенным моделям (как пошли продажи, заинтересован ли в этом ассортименте покупатель и т. д.).

Юлия признается, что вначале, пока она достаточно хорошо не изучила специфику обувного производства, было тяжеловато. Но ей помогло то, что очень хорошую общую базу знаний дал университет, а также – поддержка более опытных работников фабрики.

IMG 7746

Четыре составляющих маркетинга

Для тех, кто еще только примеряет на себя профессию маркетолога, Юлия делает уточнение: маркетинг – не просто рекламирование. Маркетинг – это совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта покупателю. Это – искусство правильно выбирать целевой рынок, привлекать и сохранять потребителей. Говоря упрощенно, у маркетинга четыре основных составляющих: 1) сам товар, который востребован у потребителя; 2) цена товара, то есть, ценовая политика; 3) продвижение – комплекс мероприятий по увеличению доли товара на рынке и его узнаваемости, по привлечению новых клиентов, в том числе с помощью рекламирования; 4) распределение – выбор методов реализации и определение мест сбыта товаров.

Я попросила Юлию проиллюстрировать эти четыре пункта на примере своей работы на обувной фабрике.

– Начнем с первой составляющей маркетинга – товара. Так как обувное производство в вузе я не изучала, – уточнила моя собеседница, – то сначала мне нужно было разобраться, что за обувь здесь выпускают, из чего, для кого и так далее. А главная трудность была в том, что я даже не знала терминологии обувного производства. Что такое союзка, заготовка… Все это я буквально изучала с помощью энциклопедии. И закрепляла в общении со специалистами фабрики. Потом как маркетолог попробовала критично оценить ассортимент. И у меня сложилось впечатление, что не все модели имеют достаточно современный внешний вид, а еще хотелось видеть обувь более яркой. А в отношении некоторых моделей думалось: это не совсем то, что носила бы я или мои друзья. Но оказалось, не все так просто. Когда я глубже изучила вопрос, то осознала, что есть другие люди, кроме меня и моих друзей, которым эти модели как раз очень нравятся. Мы начали общаться с потребителями в соцсетях и убедились, что очень многие интересуются обувью лидской фабрики, считают ее красивой и удобной. Но, бывает… не могут найти ее в торговле. Спрашивают: «Где же ваш товар?» Вот в чем на самом деле проблема. И это проблема «четвертого пункта» – распределения.

– Но сначала перейдем ко «второму пункту» маркетинга – ценовой политике, – продолжала Юлия. – Именно ценой мы не в последнюю очередь завоевываем своего покупателя – она у нас вполне демократичная. У нас даже на аналогичные модели детской обуви цены ниже, чем на рынке. Дети быстро растут, им часто надо покупать новую обувь, и родители при этом считают деньги. И не только родители. Своей ценой привлекает покупателя наша обувь для разных возрастов.

– Третий пункт – продвижение. Форм продвижения товара на рынок много. Это и прямая работа с торговыми организациями, которые, в свою очередь, непосредственно общаются с потребителем, знают его запросы (наша задача – своевременно реагировать на запросы торговли и потребителя). И участие в выставках. И связи с общественностью. И рекламирование товара. Кроме традиционных форм работы с торговыми организациями, практикуется выездная торговля в разных регионах Беларуси, реализация обуви через фирменные секции в крупных столичных магазинах.

– И вот мы дошли до «четвертого пункта» маркетинга – распределения. Он заключается в том, чтобы сделать выпускаемый продукт доступным для целевой категории клиентов. Мы заинтересованы товар продать, а конечный потребитель – купить. Но не всегда он это может сделать (например, из-за отсутствия интересующей его обуви в продаже в его регионе). Задача маркетолога – по возможности максимально приблизить товар к покупателю.

«Хорошей рекламы много не бывает»

Во время нашей беседы Юлия буквально окунула меня в мир маркетинга. Я и не предполагала, что это настолько интересно. Жаль, что формат газетной статьи не позволяет написать об этом подробно.

Отдельной темой беседы была обратная связь производителя, маркетинговой службы с конечным потребителем. Рассказала она и о том, каких принципов придерживается фабрика в работе с торговыми организациями, в том числе – с неплательщиками. Также я узнала, почему обновление ассортимента на предприятии сейчас предпочитают осуществлять не путем выпуска время от времени больших коллекций, а постоянным внедрением новых моделей. Говорили и о моде. Так как на создание и запуск новой модели обуви уходит несколько месяцев, то, по мнению Юлии, очень важно не просто отслеживать тренды, а предвидеть, чтобы тренд был не мимолетный, а продержался хотя бы года два. Отслеживание всех движений, тенденций на рынке, обобщение данной информации на перспективу входит в задачи маркетинговой аналитики.

Мы говорили о месте маркетинга и рекламы в современном мире. По мнению Юлии, рынок маркетинга у нас еще не совсем сформирован, и это затрудняет работу маркетологов: «В сформированном рынке для инновационных фирм, которые хотят развиваться и используют для этого маркетинг, открыты все двери. То же можно сказать у нас и об уровне развития рекламы». «А многие считают, – отметила я, – что рекламы стало слишком много, она уже раздражает и, бывает, лжет». Но у моей собеседницы свое мнение: «В продвижении рыночного продукта без рекламы не обойтись. Другое дело, что есть недобросовестные рекламодатели, которые ради дополнительной прибыли скрывают важную для потребителя информацию или даже лгут. А когда в рекламе содержится информация, которая нужна потребителю и даже ценна для него, – это совсем другое дело. И, поверьте, хорошей рекламы много не бывает. Я, например, часто сталкиваюсь с тем, что мне нужно что-то узнать, а я даже не знаю, где это искать. Тогда я иду в Интернет и интересуюсь, что же здесь, в этой нише, в этой сфере, происходит, кто этим занимается? И реклама помогает найти ответы.

Обувная

«В Лиде есть поле деятельности»

– Что бы вы могли посоветовать тем, кто только еще примеряется к профессии маркетолога? Насколько, вообще, перспективна эта профессия в нашей стране? – спросила я.

– Если просмотреть на различных сайтах списки самых востребованных профессий в Беларуси в 2016-2017 годах, то из них видно, что, как правило, маркетолог входит в десятку профессий, наиболее востребованных рынком труда. Тем, кто планирует поступать на маркетолога, я бы дала совет сначала разобраться, чем ему интересна эта профессия. Побольше о ней узнать. А еще очень важно представлять, в какую сферу вы хотите придти с этой профессией. Это могут быть совершенно разные сферы, например, пошив одежды или информационные технологии. И если человек определился, он уже в вузе может углублять свои знания, делать курсовые, дипломную с уклоном в эту сферу. Во время учебы научный руководитель не будет против такого вашего узкого интереса. Не говоря уже о том, насколько повышается ценность такого молодого специалиста в глазах нанимателя.

– А кому больше подходит профессия маркетолога – гуманитариям или тем, кто склонен к точным наукам?

– Маркетинг такая специальность, что в ней реально найти себя человеку с любыми наклонностями. Творческая личность может найти себя в рекламе. Из того, кто любит считать, может получиться отличный маркетинговый аналитик. В крупных компаниях сегодня, как правило, функционирует ряд различных отделов, где востребованы маркетологи: маркетинговой аналитики, работы по связям с общественностью, рекламы… В эту профессию может пойти абсолютно любой человек. Просто в глобальном понятии «маркетинг» надо выделить свою более узкую дорожку и идти по ней.

– Скажите, а еще какие-то увлечения, что-нибудь, кроме маркетинга, занимают место в вашей жизни?

– На увлечения остается мало времени. В прошлом году я поступила в магистратуру. Магистратура позволяет выбирать специализацию, по которой хочешь развиваться дальше, расширяет горизонт возможностей. Кроме этого, последние год-два были для меня тяжеловатыми, как период адаптации на предприятии. Но если и появляется свободное время, я заполняю его развивающими занятиями, такими, как  освоение фотошопа, скоропечатание, чтение специальной литературы. А вообще,  я очень домашний человек, привязана к родным, к своему городу, поэтому и вернулась сюда. Думаю, в Лиде неплохое поле деятельности для маркетолога, для его карьерного роста, совершенствования в профессии.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться