Какая судьба ждет дорогу по улице Носкова и мост через Лидейку?

07 Апреля 2018 2154

Теперь на повороте на улицу Носкова стоят знаки – «Въезд запрещен», «Ремонтные работы» – и схема объезда. Но под «кирпич» все равно ездят. Во-первых, на улице живут местные жители, во-вторых, в конце улицы находится автомобильная мастерская, и никто не будет объезжать, преодолевая лишнюю пару десятков километров, чтобы попасть туда. Ездят на свой страх и риск по ямам и колдобинам, «убивая» подвеску. Да и ходить ныне по улице – дело не из приятных: пешеходных дорожек нет, обочина, изрытая колесами автомобилей, не способствует нормальному передвижению пешеходов даже в обычной обуви, не говоря уже о модельной. А между прочим, я еще помню эту дорогу в хорошем состоянии. В этом районе прошли всё мое детство и юность. Вспомним былое…

Когда-то по улице Носкова ходил автобус – «единица», конечная остановка располагалась в конце улицы, перед проходной авиабазы. Предпоследняя остановка была нашей и называлась «Носкова». Там стоял огромный тополь, в который попала молния и расщепила толстый ствол, образовав большое дупло, куда даже можно было спрятаться от дождя. Проходная в то время работала, через нее ходили в старую 9-ю школу учащиеся, на службу – военнослужащие, на работу – гражданские, просто в гости или к друзьям – мы, детвора. Мы любили ходить в Южный городок, потому что там были самолеты. На аэродром нас, конечно же, не пускали, но увидеть крылатые машины в непосредственной близости можно было. По пути к Южному, когда заканчивались дома частного сектора, у подростков было «свое» болото, где мы играли в Сусанина и партизан. Болото было самое что ни на есть настоящее. Старики рассказывали, что во время Великой Отечественной войны сюда падали бомбы и не взрывались. Так что болото хранит в себе много тайн… А чуть дальше находился мост через речку Лидейку, возле которого давно была водяная мельница. Об этом рассказывали старожилы и красноречиво повествовали остатки дамбы. Рядом находился дом мельника, и, по рассказам местных людей, еще долго в нем проживали родственники того самого мельника.

Здесь же зимой мы собирались гурьбой кататься на санках и лыжах, так как возле речки был хороший крутой спуск. Мальчишки строили там трамплины, и самые смелые девчонки тоже отважно прыгали через них. А еще именно на этой улице в юности у нас был свой «шалаш», где молодежь собиралась петь песни под гитару. Это место в молодежной среде называлось просто – «поворот», как, впрочем, и наш район. Не секрет же, что в те времена все районы города у молодежи имели свои названия, как и наш. Так что с улицей Носкова связана не одна история…

А еще по этой дороге люди добирались в деревни Придыбайлы, Перепечица и Кочаново, в которых у многих жили родственники. Все это было. И дорога была, частично заасфальтированная (в начале) и выложенная бетонными плитами (ближе к проходной авиабазы), всегда чистая и ухоженная, так как принадлежала военным, которые заботились и о покрытии, и об уборке.

Затем проходную на Носкова закрыли, автобусный маршрут «единички» отправили в Шейбаки, и дорога стала ничья. Еще какое-то время она сохраняла свою целостность, но годы взяли свое, дорога стала стареть, дряхлеть, бетонные плиты разрушились, асфальт прохудился, ям и выбоин становилось все больше и больше, пока она не превратилась в сплошной «голландский сыр». Скоро и «сыр» съело время, об асфальте напоминают лишь редкие латки, просвечивающие сквозь песок. В общем, можно сказать, дороги нет. А мост через Лидейку и вообще стал опасным для проезда автомобилей, и его периодически пытаются закрыть плитами. В последнее время остро встал вопрос: что будет с улицей Носкова и мостом через Лидейку?

IMG 007

С этой проблемой местные жители обращались к исполнительной власти с просьбой о помощи. После чего была создана комиссия, в которую вошли специалисты института «Гродногражданпроект». Многострадальные дорога и мост наконец обрели нового хозяина – Лидское ГУП ЖКХ, – и скоро там начнутся ремонтные работы. Что ожидает данную городскую артерию, рассказал корреспонденту «Лідскай газеты» заместитель председателя Лидского рай-исполкома Ярослав Миковоз:

– Уже определена организация, которая будет выполнять капитальный ремонт моста. Эти работы решено поручить специализированному минскому предприятию «Спецмостстрой». Для восстановления самого сооружения, конечно же, потребуются немалые вложения, так как объем работ большой: необходимо полностью менять опоры, сваи, основание, укреплять парапеты, устраивать проходы для пешеходов. И на самой улице Носкова требуются где-то ямочный ремонт, где-то замена покрытия.

Подготовительные работы по восстановлению дорожного покрытия уже начались, проект будущего моста готов. Жителям остается набраться терпения и дождаться завершения работ.

IMG 011

А напоследок – идея от автора. Можно же если и не восстановить бывшую мельницу, то хотя бы оставить для истории какие-то ее элементы и включить объект в местные туристические маршруты. Ведь водяные мельницы на лидской земле имеют давнюю историю и, как мне думается, большую историческую ценность. Первая была построена в 1618 году (подумать только!) в Дитве. А в начале ХХ века историки насчитали в Лидском уезде 24 такие мельницы, одна из них находилась в деревне Новопрудцы (это и есть то место, о котором мы ведем речь). И это не совсем другая история, а самая настоящая, подробности которой наверняка будут интересны и местным, и заезжим туристам. Таким образом, вложенные деньги смогут вернуться сторицей. Мечты? Может быть, но мысль материальна, не правда ли?..

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться