Ср07182018

Может ли быть прав «заяц»?

заяцАнекдоты о контролерах и «зайцах» – на пике популярности во все времена. Вот только задумывались ли мы, что в этой теме, где, как правило, высмеивают «зайцев», не все так смешно? Бывает и грустно. Именно с такими чувствами в редакцию пришел житель Лиды, пенсионер Станислав Адольфович, который, как сам он утверждает, невольно стал «зайцем».

В один из дней он сел в автобус «семерку» и выехал из микрорайона Молодежный. «У меня были талоны – один я достал и пробил, – рассказывает лидчанин. – На остановке «Алми» зашла контролер. Она посмотрела мой талон. «Так вы же старый талон пробили!» – сказала она. И в голосе ее как будто зазвучала радость. После этого она заговорила на повышенных тонах. Я стал извиняться: «Не разглядел, пробил другой талон, вот у меня в кармане есть и новый талон, я случайно достал старый». Я готов был оплатить штраф. Но… Контролер не слушала и повышала голос».

«Я на контролера голос не повышал, – утверждает Станислав Адольфович. – А она все напирала: «Как вы со мной разговариваете?» Тогда не выдержал и я: «Ах так! Тогда я не буду платить!»

Автобус доехал до остановки «Обувная фабрика». Контролер вызвала милицию. На площади Мицкевича наряд уже ждал контролера и «зайца».

– Меня за руки вывели из автобуса, – рассказывает пенсионер. – Многие пассажиры все это видели. «Люди, – обратился к ним я, – вы же слышали все. Чем я ее оскорбил?» Милиционеры стали заталкивать меня в свою машину. Я упирался».

Станислава Адольфовича отвезли в дежурную часть. «И там я не грубил ни милиции, ни контролеру. Сказал только, что не назову своей фамилии и не буду ничего подписывать», – утверждает лидчанин.

***

Спустя несколько дней он пришел в редакцию. Не столько даже с жалобой на контролера (ведь факт уже свершился и сам лидчанин знает, что заплатить придется), сколько с отчаянием. Именно это отчаяние и не позволило ему заплатить штраф, упорно молчать, все отрицать. «Я заплатил бы (деньги у меня были), если бы по-человечески», – говорит лидчанин. По сути, он уже понес наказание. Стресс не добавил и без того больному человеку здоровья.

Мы направили обращение в автопарк №2 и попросили прокомментировать ситуацию. Вот что отвечает нам первый заместитель директора Мечислав Галецкий: «На момент проверки проездных документов данный пассажир предъявил контролеру недействительный талон, который ранее был использован при другой поездке. Согласно ст. 247 «Правил автомобильных перевозок пассажиров», при проезде в автобусе без билета (с недействительным билетом, в том числе не погашенным с помощью устройства для гашения) пассажир должен оплатить проезд и уплатить штраф в соответствии с действующим законодательством. На неоднократные просьбы уплатить штраф на месте он отказался. Согласно ст. 249 «Правил автомобильных перевозок пассажиров», в случае нарушения норм настоящих Правил и отказа от уплаты штрафа, а также невозможности установления личности из-за непредъявления соответствующих документов контролирующее лицо должно обратиться в органы внутренних дел для установления личности и оформления протокола об административном правонарушении. Поскольку лидчанин не предъявил документ, удостоверяющий его личность, пытался применить физическую силу с целью покинуть место совершения административного правонарушения, контролер вынуждена была вызвать наряд милиции».

К слову, автопарк нашел лидчанку, которая, с ее же слов, стала случайной свидетельницей общения между контролером и пассажиром. «Он не подчинялся требованиям контролера предъявить документы, отказался оплатить штраф. Вел себя по-хамски. Когда на конечную остановку прибыли сотрудники милиции, они попросили пройти его в машину, но тот оказал сопротивление».

Как отмечает также Мечислав Галецкий, лидчанин был доставлен в РОВД. После установления личности в отношении него составлен протокол об административном правонарушении. Контролер при исполнении своих служебных обязанностей действовала согласно действующему законодательству. Протокол составлен на законном основании и юридических предпосылок для его отмены нет.

Поскольку уж поднята тема, автопарк №2 просил информировать лидчан об увеличении штрафа за безбилетный проезд до 1 базовой величины при добровольной оплате в течение месяца и увеличении его до 3 базовых величин при принудительном взыскании.

***

Есть претензия – есть ответ. Однако есть в этой ситуации и нечто иное – живые люди. Мы привыкли действовать по схеме: проехал без билета – виноват, нарушитель. Потерял за время поездки талон, засунул куда-то глубоко, случайно пробил старый? Штраф это не отменяет. Можно до хрипоты доказывать, как несправедливы правила, но их заставляют соблюдать, и это правильно!

А контролер в данном случае, как контролирующее лицо, прав… Никто и этого не опровергает. Как и того, что профессия у него очень тяжелая. Даже опасная. На слуху ряд свежих случаев, когда контролеров избивали, распыляли им в лицо перцовый газ. Но…

Ни одна профессия, особенно та, которая предполагает работу с людьми, не отвергает человечности. «Нельзя всех чесать под одну гребенку!» – восклицает наш безбилетник. Действительно, повышенный тон, напористость может вызвать у другого человека ответную аналогичную реакцию. Не мною сказано: где есть конфликт – виноваты оба.

 …Примерно половина всех жалоб – именно от отсутствия понимания и соответствующего отношения. Недоговорили, отмахнулись, а иногда и грубо. Как тут не вспомнить еще одну жалобу. На этот раз – из медучреждения. Пенсионерка пришла стать на очередь на оказание медуслуги, и ей сказали принести конверт (для того чтобы вызвать ее письмом). Когда она попросила в киоске продать ей конверт, у нее спросили какой. Она ответила: «В поликлинику». Ей и дали конверт – который не пошлешь. В поликлинике бабушку отправили за другим конвертом… От отчаяния она больше никуда не пошла, отправила мужа, а он рассказал о ситуации нам. Мелочь – а сколько неприятностей.

Может, стоит быть проще? Вспомнить, что такое доброта (мы забыли о ней напрочь) и по этому ориентиру применять свои должностные инструкции. Конечно, хватает вокруг и хамства. Но для этого есть соответствующие инструменты. А нам все же нужно оставаться чем-то большим, людьми.

Комментарии   

 
+1 #1 Дзмітрый 12.03.2018 19:55
много написано, но могу сказать - ловители слишком грубы. И ко мне цеплялись раз - типа талончик слишком уж помят...
Ну а если они хотят, что бы повторно не били талончики:
1) наточите компостеры
2) организуйте продажу талончиков везде (у меня по следованию на работу - возможно купить только у водителя, приходится заранее прикупить)
3) сделайте как в Минске - на талончике писать время-дату-марш рут и две дырки

А вообще, считаю цену завышенной - если надо вдруг на работу не в час пик, то двумя маршрутами с пересадкой это займёт 2-2.5 ч, я пешком за один час дойду - быстрее, только что устану...
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Наши блоги: 

Из личного блокнота

petrul
Блог Людмилы Петрулевич

Открытый микрофон

pin
Блог Жанны Пиневской

Строчки без точки

Русилевич
Блог Виктории Русилевич

Между делом

kudr
Блог Татьяны Кудряшовой

Житейский перекресток

Каральчук
Блог Татьяны Каральчук