«Маршрутчики» в Лиде уже легализируются

02 Марта 2018 4881

В последнее время в редакцию стали поступать звонки от читателей, касающиеся междугородних маршруток. Люди неожиданно столкнулись с тем, что после выходных не смогли привычным путем уехать в Гродно, Минск.

– Набираем знакомый номер маршрутки, – рассказывает Людмила Тыщенко, мама студента БНТУ Максима, – а нам отвечают: «Пока не возим». Стали лихорадочно искать других перевозчиков – то нет мест, то не осуществляют перевозки. Пришлось с утра пораньше бежать по морозу на автовокзал, там уже на месте выяснили: один из автобусов в Минск уходит слишком рано – в 6.10, другой в 6.25 едет через Новогрудок, на нем надо «трястись» 4 часа. Следующий рейс для нас поздно, в 9.00, при этом автобус проходящий – Гродно-Минск, а таких, как мы, не уехавших с привычным перевозчиком, судя по всему, немало. Вдруг не хватит билетов… Побежали на железнодорожный вокзал. Оттуда в 8.18 отправляется поезд. На нем и уехал сын. А осадок неприятный остался. Я слышала «звон», что маршрутки отменят. Неужели правда? Ведь это так удобно!

Обновленный Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» для многих стал неожиданностью, хотя об изменениях сообщалось заранее.  

 «Работа по информированию об изменениях проводилась еще с августа прошлого года. Провели 412 семинаров и совещаний с участием представителей операторов перевозок, перевозчиков, было 452 выступления и публикации в СМИ. Все об этом знали, десятки перевозчиков заключили договоры на регулярные перевозки на маршрутах, по которым работали ранее. Но некоторые, поняв, что время прошло и условия не выполнены, пошли другим путем. Для Минтранса самое главное – обеспечить безопасность пассажиров, для этого надо установить контроль. У регулярных перевозчиков есть расписание движения, маршрут, в договоре отмечены все требования, которые необходимо соблюдать. К примеру, водитель должен работать не более 11 часов в сутки с 12-часовым перерывом на отдых. Заключение договора с оператором автомобильных перевозок пассажиров обязывает также установление навигационного оборудования, которое позволяет контролировать наличие нарушений правил дорожного движения. Когда при проведении оператором конкурса будет, к примеру, выявлен водитель с 15 действующими нарушениями, то он по конкурсу может не пройти», – пояснил заместитель министра транспорта и коммуникаций Александр Шишко.

  Эту же информацию подтвердил начальник автовокзала «Лида» Максим Лепешин:

– О том, что изменения в законе вступят в силу в феврале, «маршрутчики» знали еще летом. Но, как обычно бывает, думали, что «пронесет». А ведь за это время можно было собрать все документы и спокойно работать. Понятно, что в чем-то частники потеряют, но таков закон. В сущности, ничего сложного нет. Перевозчики должны обратиться в филиал «Автобусный парк № 2» г. Лиды ОАО «Гроднооблавтотранс» и составить договор на продажу билетов через автовокзал. После этого поучаствовать в конкурсе, который в Гродненской области проводит ГОКТУП «Оператор пассажирских перевозок» (г. Гродно, ул. Карского, 35). Там же можно уточнить, какие для этого необходимы документы, и узнать условия. Не думаю, что при выполнении всех требований кому-то откажут. А требования к перевозчикам общие, их необходимо выполнять всем, независимо от формы собственности. Мы будем рады всем, кто обратится на автовокзал. Считаю, что мест при отрегулированном графике движения хватит всем. Да, пассажирам придется брать билеты через кассы автовокзала, но сейчас все отрегулировано, оборудование позволяет быстро выдавать билеты. К  тому же те, кто владеет Интернетом (а в наше время это почти 100 процентов), могут взять билет онлайн заранее и вовсе не стоять в очереди в кассу.

 Итак, с 26 февраля нерегулярщики должны стать регулярщиками. А именно – перейти на другую схему работы: отправляться с вокзала, ездить по определенному маршруту и останавливаться только на конкретных остановках, разработать расписание, интервалы движения транспортных средств, количество выполняемых рейсов по маршруту и прочее. Чтобы узнать мнения частных перевозчиков, на которые они, конечно же, имеют право, мы обратились к ним. В Лиде наиболее известны две частные транспортные компании. Вот как они прокомментировали изменения в законе.

«Лидская стрела»

«Мы уже 20 лет работаем в этом направлении, осуществляем перевозки пассажиров в Минск. Выполняли все требования – билеты, страховка пассажиров, машины наши в хорошем техническом состоянии. Но уже в ближайшее время не сможем этого делать. Люди звонят, спрашивают, но заказы не принимаем. Для многих из нас изменения в законе означают потерю работы. Исходя из новых требований, мы должны предоставить список своих машин с указанием марки и модели, года выпуска, много других документов. Затем – конкурс. Не уверены, что его пройдут все, а это значит, что часть останется без работы. В то же время мы готовы к повышению контроля и требований, но вступившие в силу изменения слишком кардинальны для нас».

«Лидская маршрутка»

«Говорят, что наши водители не соблюдают условия труда и отдыха, но это не так. Мы даже готовы поставить в машины специальную систему, как у дальнобойщиков, отслеживающую время в пути и любое необходимое оборудование. Просто трудно себе представить, если все наши машины станут отправляться с вокзала. Ведь с тех пор, как пассажиропоток у автопарков снизился, многие автовокзалы реконструировали и уменьшили количество посадочных платформ. А ведь наши машины идут через час. И мы не одни в городе. Трудно поверить, что всем хватит мест. Раньше мы могли делать скидки пассажирам, теперь, в связи со вступившими в силу изменениями, не сможем распоряжаться деньгами за билеты. Что будет дальше, мы не знаем.  Считаем, что Минтрансу следует более гибко подходить к подобным изменениям, действовать поэтапно, чтобы не создавать проблем и пассажирам, и перевозчикам. Мы не против контроля, готовы на любые проверки. Нелегально никто, конечно, ездить не будет, потому что за это грозят штраф и конфискация автомобиля».

 Получается, пока перевозчики разбираются, кто прав, кто виноват и что делать, в эпицентр событий попали пассажиры, которым по большому счету все равно, в какой кассе оказываются их деньги, они просто желают комфортно доехать из пункта А в пункт Б. Безопасность, конечно же, волнует и нас, пассажиров. Хочется быть уверенным, когда садишься в кресло автобуса, что за рулем – опытный законопослушный водитель, ответственный человек, а случись что (всякое бывает), страховая компания не оставит в беде.

Кстати, чем грешили нерегулярщики? Для получения информации мы обратились к начальнику регионального отдела контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по Гродненской области Валерию Сухоцкому.

– В связи с внесенными изменениями в законодательство сами по себе регулярные перевозки под видом нерегулярных – нарушение, за которое  теперь предусмотрены серьезные карательные меры. Кроме того, при проведении рейдов выявлялись разные другие нарушения: отсутствие техосмотра, предрейсового осмотра, всякие неисправности. Также грешили нерегулярщики невыдачей билетов – теперь они будут вынуждены обилечивать пассажиров, и все станет прозрачно. Возможно, некоторых беспокоит именно это.

Также Валерий Евгеньевич пояснил, что маршрутчики, мягко говоря, манипулируют людьми, говоря, что они не смогут теперь собирать пассажиров в разных точках города. На самом деле этого никто не запрещает. Единственное условие – отправление и прибытие на автовокзал в означенное время. И даже обилечивать пассажиров водитель по-прежнему может сам. При одном условии – наличии договора с автовокзалом. Оказывается, не все так печально, как казалось сразу. А наша читательница Ирина Меркурьева выразила мнение, что давно пора было навести порядок с маршрутчиками. «Вроде все и хорошо, -- сказала она, -- быстро, удобно, но два раза сталкивалась с проблемой обилечивания. Один раз водитель сказал, что испорчен кассовый аппарат, в другой раз оказалось, что билет для бухгалтерии недействителен…»  Другая жительница города сетовала на нарушение скоростных режимов водителями маршруток так, что пассажирам было реально страшно.

Резюмируем словами заместителя министра транспорта и коммуникаций Александра Шишко.  «Ситуация нами постоянно контролируется. Сегодня (1 марта) мы встречались в Администрации Президента с перевозчиками по их инициативе, разъяснили нормы закона и порядок заключения договоров на перевозку пассажиров. Думаю, мы нашли взаимопонимание. В каждой области организован прием заявлений, и во многих регионах нерегулярные перевозчики уже начали обращаться с заявлениями для получения права на осуществление автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении».

И последнее. Дело сдвинулось с «мертвой точки» и у нас: трое перевозчиков – ИП Малец, «ПЛ-Транс» и «Лидаславтранс» – решили легализироваться – заключили договоры на продажу билетов, собрали необходимый пакет документов и ожидают ответа из Минтранса. Хочется надеяться, что это только начало…

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться