В Лидском районе на машинном дворе произошел взрыв. Об этом и других случаях рассказал начальник Лидского межрайонного отдела инспекции труда

26 Марта 2018 2701

19 марта несчастный случай произошел в ЛРСУП «Можейково». При выполнении шиномонтажных работ травму головы, перелом ребер и другие увечья получил водитель МАЗа,  53-летний житель Тарново. Опытный работник с более чем 30-летним стажем, который всегда ответственно относился к любой порученной работе, в этот раз понадеялся на «авось» и пренебрег правилами техники безопасности.

В этот день с утра шофер уже выполнил один рейс и собирался отправиться во второй, когда увидел, что спустило внутреннее заднее колесо машины. Прикинул, что сейчас быстренько устранит непредвиденную неполадку и продолжит работу. Чтобы произвести замену, необходимо было снять наружное колесо. Водитель приступил к этому процессу, однако не выпустил из шины колеса, находящейся под давлением, воздух. При откручивании гаек колесо взорвалось. Пострадавшего водителя в экстренном порядке доставили в Лидскую ЦРБ.

Исключение? Скорее – правило

Начальник Лидского межрайонного отдела Гродненского областного управления Департамента Государственной инспекции труда Виктор Мацкевич на просьбу журналиста прокомментировать данный несчастный случай сказал, что, к сожалению, он не из ряда вон выходящий. Нередко при производстве шиномонтажных работ, а также работ по снятию колес с оси транспортных средств, нарушая технику безопасности, работники получают различного рода травмы, а то и лишаются жизни. Регион, подконтрольный Лидскому межрайонному отделу инспекции труда, и Лидский район в частности, не исключение. Знают ли работники о соблюдении правил охраны труда при шиномонтаже и при снятии колес с оси транспортного средства? Безусловно. Вот только, отступая от них, не задумываются о последствиях.

Чтобы в очередной раз напомнить жителям Лидчины, что шутить с техникой безопасности при выполнении шиномонтажных работ нельзя, журналист попросил Виктора Мацкевича вспомнить о подобных случаях, которые происходили ранее в нашем регионе. Возможно, горький урок, основанный на местном материале (мол, случилось с соседом, может произойти и со мной), сильнее закрепится в сознании руководителей организаций и самих работников.

В судьбе отметку поставила минута

– Все колеса с разборным ободом снимаются с любых транспортных  средств только после того, как будет полностью выпущен воздух из шины. Это дело одной минуты. И именно она может стать решающей в судьбе человека, – рассказывает Виктор Мацкевич. – Вспоминается случай, когда оборвалась жизнь 24-летнего сварщика сельхозпредприятия «Бердовка» (тогда еще колхоза). Сварщика попросили срезать гайки крепления колеса к ступице тракторного прицепа 2ПТС-4. Он приступил к работам, не зная, что колесо находится под давлением. Произошел взрыв. Молодой человек получил травму, не совместимую с жизнью.

В прошедшем году аналогичный случай произошел в сельхозпредприятии Щучинского района, правда, с менее трагичными последствиями. Сварщик срезал гайки крепления колеса к ступице тракторной тележки, не обращая внимания на то, что шина колеса находилась под давлением. После этого тракторист хотел снять колесо с оси, но как только прикоснулся к нему – сборный диск колеса от давления воздуха в шине разлетелся, причинив трактористу тяжелую травму ноги.   Следует заметить, что в этих двух случаях, помимо того что не было соблюдено обязательное требование по выпуску воздуха из шин, ответственными лицами не была обеспечена исправность колес. В колесах отсутствовало несколько болтов скрепления полудисков, а имеющиеся болты и гайки не соответствовали предусмотренным конструкцией колеса размерам.

По причине неисправности колеса из-за изношенности болтов крепления полудисков и отсутствия некоторых из них несчастный случай некогда произошел на экспериментальной  базе «Нива». Пострадали два тракториста. Механизаторы накачивали колесо на тракторном прицепе, не снимая его с оси и не контролируя давление. Тот факт, что  переборщили с давлением, стоил жизни одному из них, второй получил серьезную травму.

По причине неисправности сборного диска колеса был травмирован в свое время и работник Лидской льносемстанции. Он начал накачку, не убедившись в исправности и не контролируя давление в шине.

– В данном случае колесо, которое взорвалось, было практически новым, – отмечает Виктор Юзефович. – Что уже говорить о старых, изношенных колесах, на которых болты разбиты, гайки поставлены не по размеру.

– Необходимо внимательно подходить к выполнению шиномонтажа  бездисковых колес, которые установлены на грузовых автомобилях МАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, – продолжает рассказ Виктор Юзефович. – Некоторое время назад двое рабочих ОАО «Лакокраска» получили травмы, неправильно смонтировав шину на обод колеса. В результате неправильной установки замочного кольца, при установке накачанного колеса на ось автомобиля оно разрушилось,  разлетевшиеся во все стороны части нанесли людям увечья. К слову сказать, шиномонтажные работы, т.е. монтаж шины на обод колеса, должен выполнять монтировщик шин, который имеет профессиональную подготовку. При отсутствии в организациях шиномонтажных отделений, а также работников соответствующей квалификации осуществлять такие работы необходимо в специализированных организациях.

К сожалению, беда может прийти и в тех случаях, когда, казалось бы, ее быть не должно. Водители  – квалифицированные специалисты, автотранспорт в надлежащем состоянии. Но отступление от соблюдения техники безопасности  имеет печальные последствия. Так произошло в ЛРСУП «Можейково». Ранее несчастный случай подобного плана фиксировался в сельхозпредприятии «Ходоровцы-Агро».

В инструкции по эксплуатации автомобиля МАЗ несколько раз прописано: «Перед снятием колеса с оси нужно полностью выпустить воздух из шины». Но этот пункт не для всех работников становится аксиомой. Требование выпускать воздух из шин при проведении шиномонтажных работ не считают важным и руководители некоторых организаций. При проведении проверок наши специалисты не раз сталкивались с тем, что это важное правило не записано в инструкциях по охране труда.

К слову, учитывая злободневность вопроса, в целях профилактики Гродненское областное управление Департамента Государственной инспекции труда обратилось в местные исполнительные и распорядительные органы области с просьбой обратить пристальное внимание организаций на предупреждение производственного травматизма при выполнении шиномонтажных работ.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться