Как волшебная валторна и талантливый педагог сделали из юного техника музыканта-стипендиата

15 Марта 2017 2346

Лидчину неоднократно называют кузницей талантов. И первую скрипку здесь играют одаренные, молодые, целеустремленные. Благо, им активно помогает государство. В нашей стране действует специальный фонд Президента по поддержке талантливой молодежи и одаренных учащихся и студентов. Он щедро поощряет лучших из лучших – музыкантов, художников, певцов, ученых... И результат налицо – нашим дарованиям покоряются самые недосягаемые вершины, самые известные международные сцены. Среди таких молодых людей – учащийся Лидского государственного музыкального колледжа Максим Зимницкий, ставший в этом году стипендиатом специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи.

Максим родился и вырос в «белорусских Северных Афинах», деревне Залесье, что на Сморгонщине, месте, которое вдохновляло когда-то композитора Михаила Клеофаса Огинского. С детства, сколько себя помнит, тянулся к творчеству… Ребята гоняют в футбол, а он дни просиживает в Доме культуры: то в сценках, то в кукольном театре играет… В 14 лет занял первое место в областном конкурсе декламаторского искусства. А с музыкой его связал брат: он играл в музыкальной школе на трубе, а Максим – на аккордеоне. Но аккордеон ему не нравился: слишком тяжелый. И тогда мальчик сам пошел к педагогу и попросил взять к себе в класс трубы. Так и стал заниматься.

Однажды в деревню Залесье в рамках методического объединения Лидского музыкального колледжа, в которое входила и Залесская музыкальная школа, приехал преподаватель колледжа Леонид Гладкий – искать абитуриентов. Максим как раз был в 9 классе и встретился с ним. Парень сыграл – преподаватель послушал и резюмировал: обязательно поступай. Максим окончил школу, получил на руки аттестат, но… к родительскому совету – поступать – не прислушался, остался в школе. Отучился еще один год. А после 10 класса позвонил Леониду Гладкому и сказал: буду поступать. «Я уже знал, что буду играть на таком инструменте, как валторна (его преподает Леонид Гладкий), хотя для меня он был совершенно новый. Я никогда не видел его и не держал в руках, – говорит Максим. – Начал изучать, слушать исполнителей. Кстати, валторна и гобой входят в Книгу рекордов Гиннесса как самые трудные для исполнителя инструменты. Мне, к примеру, играть нетрудно, но в мировой практике это самый трудный инструмент».

С каждым днем валторна Максиму все больше нравилась. Он не оставлял ее и мог с 8 утра играть по 6-7 часов подряд. На 3 курсе преподаватель предложил ему поучаствовать в республиканском конкурсе молодых исполнителей на оркестровых инструментах им. Глебова. Старания Максима и его преподавателей не прошли зря – молодой музыкант стал лауреатом и занял второе место… А буквально через два с небольшим месяца он отправился еще на один престижный конкурс – международный конкурс им. Кока в Молдавии.

– Это было лето и очень жарко, тяжело играть. Я волновался. Но… Сыграл без заминок, – рассказывает Максим. – Большая заслуга в этом моего концертмейстера Ольги Николаевны Бобровской. Если Леонид Анатольевич много помогал мне в технологическом плане, то Ольга Николаевна – теоретик. Она отшлифовала стилистику, форму, произведение выглядело цельно и красиво. Как итог – третье место.

На этом конкурсе Максим завел много знакомств, в том числе с дирижером большого симфонического оркестра, который пригласил его выступить в составе оркестра. «Мы играли в Кишиневе симфонию Маллера: серьезное произведение, 120 человек в оркестре – для меня это был колоссальный опыт!» – делится Максим. В тот же год у молодого музыканта из Лиды был и еще один опыт выступления в оркестре – двухнедельный семинар симфонического оркестра в Польше, во время которого было дано восемь концертов.

– Мне просто безумно нравится мой инструмент, валторна, – говорит Максим. – Технически мне очень помогает Леонид Анатольевич. У нас с ним тесный творческий союз. Друг друга мы можем понять с полуслова. Если б не он, я не раскрылся бы. Я ведь вообще сначала планировал поступать в профтех, на профессию какого-нибудь технического профиля. Но знакомство с Леонидом Анатольевичем изменило все. Возможно, с другим педагогом не было бы такого. Если честно, он для меня в колледже как отец. Мы с ним любую тему можем обсудить. Конечно, я работаю для себя... Но ровно столько же мне хочется, чтобы Леонид Анатольевич был горд своим учеником. И на конкурсе я выходил на сцену и думал: ну нельзя же ударить в грязь лицом, меня ведь готовил Гладкий, его знает вся Беларусь, и здесь его знают!..

«Я благодарен администрации нашего колледжа, которая поверила в меня, поддержала (во время подготовки к конкурсам мне были созданы оптимальные условия). В минувшем году колледжем была подана заявка в областной комитет, и я получил премию им. Дубко. А вскоре специальный фонд Президента по поддержке талантливой молодежи присудил мне годовую стипендию, – отмечает Максим Зимницкий. – Чувство гордости меня не переполняет, я просто говорю спасибо за то, что есть куда расти. Мне есть куда стремиться, это не потолок. Всего лишь три года я держу инструмент в руках и уже успел чего-то достичь. Всего три года. А сколько еще впереди…»

026

Компетентное мнение

Ольга Бобровская, концертмейстер:

– Максим талантлив и, как все талантливые люди, трудоспособен. Интересен, податлив к музыке, хороший ансамблист. Очень быстро растет художественно, творчески. Я помню, каким он был на 1 курсе – активным, живым, исполнительным. Творческая составляющая проявилась к 3 курсу. Он стал интересен как музыкант.

Леонид Гладкий, преподаватель:

– Работа с Максимом по инструменту валторна началась три года назад. Было достаточно много сложностей на первых порах обучения, потому что в школе он занимался совершенно другим инструментом. Но уже к 3 курсу мы начали включать его в концерты. А в конце 3 курса он успешно выступил на республиканском конкурсе молодых исполнителей им. Глебова и международном конкурсе им. Евгения Кока в Кишиневе. Как преподаватель, могу сказать: он моя опора в классе, в нем я вижу соответствующую отдачу. Парень достаточно творческий, у него хорошие музыкальные способности, развитая интуиция, чувство стиля. В дальнейшем у него достаточно хорошая перспектива. Я бы желал его видеть студентом Белорусской государственной академии музыки или другого музыкального вуза. В моей практике он не первый стипендиат Президентского фонда, но в профессиональном плане он всех опередил.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться