Запрограммированные на успех. Лида вошла в число городов, где реализуется проект по обучению школьников программированию с начальных классов

22 Ноября 2016 2553

Лида вошла в число городов, где реализуется совместный проект Министерства образования Республики Беларусь и Парка высоких технологий по обучению школьников программированию с начальных классов. В текущем учебном году постигать азы процесса создания компьютерных программ начали ребята из СШ №4 и СШ №17.

Внедрение современных технологий в повседневную жизнь уже многие называют громким словом «IT-революция». Количество различных гаджетов растет со скоростью геометрической прогрессии. Это требует от разработчиков создания соответствующего программного обеспечения. Несмотря на стремительный рост и высокие доходы, IT-сфера в нашей стране все еще испытывает кадровый дефицит. В том числе из-за того, что на подготовку и обучение высококлассного специалиста требуется много времени. Поэтому фундамент для карьеры успешного программиста решили закладывать с начальной школы – со второго класса.

– Программирование не входит в обязательный учебный план, – рассказывает заместитель директора СШ №4 по учебной работе Наталья Кашко. – Это факультативные занятия на бесплатной основе. Соответственно и дети отбираются по заявлению родителей. Группы небольшие – по шесть-семь человек, важно, чтобы каждый ребенок не был обделен вниманием преподавателя.

Сразу оговоримся: согласно программе обучения, второклассники к программированию приступят во втором полугодии. Пока же они посещают факультатив «Развивающая информатика», во время которого знакомятся с работой компьютера в целом. А вот ученики 3-7 классов уже вовлечены в процесс создания игр, анимационных фильмов, программ. Причем чем старше дети, тем сложнее задачи ставятся перед ними.

Для этого образовательного проекта выбрана новая среда программирования Scratch. Она позволяет сформировать у детей логическое и алгоритмическое мышление, в том числе через работу с мультимедиа. То есть, создавая анимационный фильм или играя с созданными самостоятельно героями, ребенок параллельно изучает команды из основ программирования. Подобный процесс делает образование более увлекательным и эффективным.

На начальном этапе вместе со школьниками совершенствуют свои знания и преподаватели. Так, в средней школе №4 обучение программированию в среде Scratch прошли четыре педагога – два учителя начальных классов и два учителя информатики. И те, и другие подчеркивают: главный плюс нового образовательного проекта в том, что подобная методика развивает у детей творческие навыки, креативное мышление, способствует изучению других школьных предметов. Подготовить хорошего специалиста – это лишь одна из множества целей, другие не менее важны.

IMG 1479

– Некоторую информацию по программированию в среде Scratch дети воспринимают легче, чем преподаватели, – признается учитель начальных классов СШ №4 Галина Буткевич, которая ведет факультатив у группы учеников третьих классов. – Дети не боятся постигать новое, относятся ко всему с интересом. Некоторые мальчишки уже разработали свои компьютерные игры, хотя я этот раздел еще даже не изучила.

Занятия по программированию проходят один раз в неделю. Практика на факультативах совмещается с теорией, так как время работы за компьютером ограничено санитарными нормами. За школьными партами ребята изучают новые команды, повторяют пройденный материал, проходят тестирование, продумывают решение той или иной задачи, которое впоследствии реализуют уже за компьютерами. Домашнее задание не положено, однако сами дети стремятся к тому, чтобы заниматься программированием и дома.

– Что включает в себя программирование на детском уровне? – задается вопросом Галина Буткевич. – В частности, на факультативах с третьеклассниками мы создаем анимационные проекты, герои которых совершают определенные действия, разговаривают. Многие дети собирают конструкторы «LEGO». Здесь схожий принцип, только наших героев можно двигать и озвучивать. Занятий было не так много, но скоро уже пройдет презентация первых проектов.

Данный этап – подготовка к дальнейшим планам по изучению программирования. К примеру, в четвертых классах школьники уже учатся работать в команде. То есть каждый из них выполняет свою определенную задачу, а после усилия объединяются в общий совместный проект.

IMG 1520

– Даже в четвертом классе еще рано говорить о программировании в полном смысле, – делится мнением учитель информатики СШ №4 Оксана Ловкис. – Тем не менее поставленные задачи не так просты, как кажется. Чтобы действия героев были упорядочены, нужно просчитать временные отрезки, да и вообще выполнить немало работы. Но среда программирования Screatch и примечательна своей гибкостью: если у ребенка не получается выполнить задачу одним способом, он может сделать это другим. Я к этому отношусь спокойно. Бывает, что мой творческий проект в ходе реализации дети перевернут с ног на голову, и в итоге он получается лучше, чем был изначально.

В пятых классах уже преподают основы программирования, упор делается на алгоритмизацию. Цель – создавать простейшие компьютерные игры.

– Желания у детей много, но знаний пока не хватает, – продолжает беседу Оксана Ловкис. – Однако определенные достижения уже имеются. Вот смотрите, школьник сам сделал игру. Нужно найти на картинке шесть рыбок и отметить их. Нажимаешь в нужном месте – получаешь баллы, ошибаешься – очки сгорают. И это только начальный этап. Думаю, что в будущем наши ребята смогут представить более серьезные проекты.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться