Из балерин в воздушные гимнастки, или История о том, как девушка из Лиды стала артисткой Белгосцирка

05 Мая 2017 2800

Где-то в квартире Алены Чухновой (девичья фамилия – Куликова) вместе с другими семейными документами хранится диплом Лидского колледжа. В графе «специальность» указано «техник-элек­троме­ханик», что немного необычно для девушки. Однако со временем жизнь расставила все на свои места: творческое рвение перебороло выбор родителей, и теперь лидчанка парит под куполом цирка. Впрочем, изначально Алена мечтала связать свою карьеру с балетом, но…

Прямо сейчас Алена Чухнова находится на гастролях в японском городе Саппоро. Ее цирковые номера вошли в программу шоу, действия которого связаны с венецианской тематикой. Постоянные творческие командировки – непременный атрибут артистов всех жанров. Благодаря цирковой деятельности лидчанка побывала в различных уголках нашей планеты: от жаркой Кубы до таинственной Северной Кореи. В каждой профессии есть свои плюсы и минусы, но многие электромеханики, скорее всего, позавидуют подобному разнообразию в работе.

– К творчеству меня тянуло с самого детства, – начинает свой биографический рассказ Алена. – Перепробовала множество кружков: танцевала, пела, играла в театре, занималась рукоделием, в Доме культуры посещала цирковую студию, руководил которой Валерий Герасименко. Жаль, но она уже закрылась, хотя и была единственной подобной в Гродненской области. В общем, попробовала практически все творческие направления. Однако после девяти классов в СШ №10 решила поступить в Лидский технический колледж. Почему? Я хотела идти в Гродненский колледж искусств, даже съездила на просмотр, который прошел для меня успешно. Но родители не отпустили, переживали, что в таком раннем возрасте уеду из дома. В итоге поступила в колледж. Папа хорошо разбирается в электронике, в свое время вел тематический кружок в СШ №14. Подумалось: если вдруг не буду что-то понимать, он меня подтянет. Не жалею, что так все получилось. Время было замечательное, четыре года проучилась в окружении группы парней (смеется). Вместе с тем продолжала заниматься творчеством: участвовала в соревнованиях по КВН, танцевала, пела. Рядом с колледжем находится Дом культуры, успевала после занятий забегать и туда. Позже родители успокоились, я подросла, решила идти по зову сердца своей дорогой и поступила в Белорусский государственный институт культуры и искусств на отделение «Эстрадная хореография».

– То есть о работе в цирке мыслей все еще не было?

– Меня эта сфера даже не интересовала! Поэтому когда в учебном заведении случайно узнала о кастинге в Белорусском государственном цирке, пропустила эту информацию мимо ушей. Все вышло случайно. Я танцевала в составе балетной труппы и в день кастинга в цирк отправилась на индивидуальное занятие. Но в другой конец города съездила зря: педагог попросила перенести тренировку. И вот еду обратно в автобусе, он останавливается у цирка, я смотрю на часы… В общем, решила зайти на кастинг, тем более что форма тренировочная была с собой. Меня затянуло сразу же! Закулисье, работа артистов. С первого мгновения поняла, что мне это все очень близко и интересно. Кастинг прошла хорошо, буквально через пару дней начала работать над своей первой программой.

– Очевидно, для достижения определенного уровня мастерства пришлось изрядно потрудиться.

– Да, иногда и после полуночи уходила домой. Нужно было многое нагонять, в том числе улучшать физическую подготовку: подтягиваться, качать пресс. Я репетировала самостоятельно. Иногда режиссер заглянет в зал, посмотрит на меня минутку и тут же закроет дверь. Видимо, просто ради любопытства. И так месяцами! Но когда она пошла на более обстоятельный диалог, я поняла, что скоро меня допустят к выступлениям. После устроили просмотр, собрали художественный совет. Все прошло отлично. Начались номера, программы, фестивали.

IMG 4680

С директором Белгосцирка Владимиром Шабаном.

– Одно дело тренировки на небольшой высоте, другое – полеты под куполом цирка. Было страшно?

– Не верю тем людям, которые говорят, что не боятся высоты. Сейчас, конечно, страх уже позади, нужно лишь немного времени, чтобы привыкнуть к определенному уровню. Первый раз, когда меня подняли, я вцепилась в кольцо обеими руками. Понимала, что нужно как-то двигаться, выполнять элементы, но было очень страшно даже пошевелиться. После любимой фразы режиссера «Назвался груздем – полезай в кузов» поняла, что, действительно, отступать некуда, ведь уже пройден немалый путь.

– Тренировки и выступления перед публикой проходят со страховкой?

– Частично. Самые опасные элементы со страховкой, более простые – без нее. Бывает так, что определенные движения, переходы пристегнутой не сделаешь, поэтому приходится рисковать. Знаете, сейчас на фестивалях многие дети выступают без страховки. Я, конечно, верю, что все всегда будет хорошо, но, по моему мнению, это необдуманный и неправильный риск. Все-таки на кону здоровье и даже жизнь ребенка. Вот я, представьте, вишу вниз головой на пятнадцатиметровой высоте, держусь за кольцо лишь двумя носочками. Потом одну ногу убираю, а кольцо в это время летит на скорости по кругу. Лучше пристегнуться, зачем рисковать? Так ведь? Кстати, на фестивале в Кубе перед моим выступлением страховочная лонжа запуталась вокруг троса и перед выходом я просто не смогла ее отцепить и пристегнуть к себе. Музыка уже заиграла, другого выхода не было, поэтому я решилась выполнить весь номер без страховки. Висела на кончиках пальцев на большой высоте, но старалась не думать о чем-то плохом. Сосредоточилась на выступлении и в итоге завоевала серебро. Не знаю, поступила ли бы я так же теперь. С каждым днем работы в цирке убеждаюсь, что так делать не нужно. Много неприятностей в последнее время происходит, в том числе и с моими знакомыми. Да и зритель меньше не хлопает, если артист делает определенный элемент со страховкой. Более того, некоторые, наоборот, спрашивают: «Почему вы делаете этот элемент без страховки? Разве это правильно?» Впрочем, некоторые артисты считают, что нужно удивлять, но лично я ставлю во главу всего безопасность.

MG 5856MG 6960MG 6963

– Наверное, уже полмира объездили благодаря цирку?

– Да, за двенадцать лет много где побывала. На Кубе, в Северной и Южной Корее, в Сингапуре, вот в Японии уже второй раз. И это только самые дальние страны. Нравится посещать различные фестивали, где собираются лучшие артисты со всего мира. Некоторые мероприятия проходят на таком высоком уровне, что ты остаешься под впечатлением месяцами! Это и для собственного имиджа хорошо. Думаю, что в цирковом мире меня уже многие знают. В этой сфере засветилась.

– Публика везде одинаково реагирует на выступление?

– Не совсем. Думаю, что поведение и проявление эмоций разное. Я вот сейчас живу в Саппоро в отеле, тут кругом одни японцы. Так они от одного вида человека европейской внешности уже испытывают какие-то бурные эмоции. В бассейне утром плаваю, выныриваю, оглядываюсь по сторонам, а кругом местные стоят с открытыми ртами, мол, откуда она тут взялась? Что касается цирка, то в Японии шоу очень высокого уровня, для опытного зрителя. Во время номеров они все внимательно слушают, аплодируют строго в определенных местах, то есть максимально соблюдают культуру поведения. Здесь много цирковых фанатов, которые по окончании программы за кулисами встречают артистов, дарят подарки, сувениры. Вот смотрите, мне подарили альбом с фотографиями, на которых я во время выступления. Очень эмоциональные зрители на Кубе и в Азербайджане. Я как-то выступала в Баку, и мне достался первый номер. Обычно секунд за тридцать ведущий объявляет о начале представления и публика затихает. А там ничего подобного! Базар такой! Ходят, разговаривают. Активные люди! Кстати, у нас в Беларуси особо не принято дарить цветы цирковым артистам. Иногда только близкие и знакомые люди делают подобный жест внимания. А в Азербайджане всегда дарят цветы! На каждом выступлении буквально задаривают! Очень приятно. Но в нашей стране тоже очень хорошая публика. Мне кажется, что наш зритель уже опытен и даже не каждому номеру будет хлопать. Хотя в Белорусском государственном цирке все программы качественные, хорошие, поэтому без аплодисментов никто не остается. К тому же цирк у нас в стране – это одно из немногих мест, куда можно приходить с детьми. В Европе он больше напоминает варьете, где во время вечерних выступлений публика садится за отдельные столики, пьет шампанское. Хотя и там есть привычные для нас шоу.

– Цирк не мешает личной жизни?

– Тьфу-тьфу-тьфу, вроде бы нет. Я замужем, вот планируем детей, тянуть дальше уже непозволительно. Супруг в этом вопросе очень терпелив, но я сама понимаю, что настало время подумать о семье. Хотя он сам постоянно в разъездах, в командировках, в Минске у него бизнес. Иногда я приезжаю с гастролей, а он уезжает. Тяжело так, но взаимопонимание помогает сглаживать все нюансы.

– Вы не благодаря цирку познакомились?

– Все-таки благодаря ему (смеется). Случилось вот как. В цирке есть ребята – униформисты, которые выносят и уносят на манеж реквизит, ассистируют в номерах и выполняют много другой подручной работы. В то время, когда я начала работать в цирке, среди униформистов был парень, который встречался с моей подружкой из балета. Кстати, они уже поженились, имеют двоих детей и завязали с цирком и балетом. Так вот, именно они вытащили меня в кафе, где познакомили со своим другом, который впоследствии стал моим мужем.

– Вы сказали, что планируете заводить детей. То есть карьеру в цирке придется завершить?

– Об этом я очень часто думаю, но стараюсь реально смотреть на вещи. Если не теперь, то все равно когда-либо это время наступит. Не забываю, что имею три диплома по специальностям «техник-электромеханик», «педагог-балетмейстер» и «менеджер в культурной сфере». Выбор есть, но не скажу, что у меня есть желание работать, так сказать, по образованию. Наверное, с цирком я еще останусь. Если после рождения детей не смогу заниматься воздушной гимнастикой, то попробую реализовать себя в других направлениях. Кстати, я уже освоила такой жанр, как игра с хлыстами. Есть задумка сделать стационарный акробатический номер в шаре. С другой стороны, время бежит, все меняется. Даже не знаю, будет ли через пару лет цирк таким, каким он является сейчас, востребованным. Хотя в любые, даже самые сложные, времена люди находили возможность для отдыха и развлечений, ходили в цирк в том числе. Возможно, что-то поменяется в самой работе. К примеру, в Европе сейчас много внимания уделяется актерскому мастерству цирковых артистов и даже вокалу. Это направление искусства постепенно синтезируется.

– Одобрили бы желание своих детей связать жизнь с цирком?

– Наверное, я бы этого хотела. Цирк – хорошая возможность увидеть мир, пообщаться с интересными людьми. По крайней мере, я очень рада, что из различных направлений смогла выбрать то занятие, которое пришлось мне по душе. Несмотря на то что родители сначала сдерживали мои творческие порывы, впоследствии они сделали очень многое, чтобы я смогла себя реализовать. Спасибо им за это. Кстати, до сих пор слежу за деятельностью Дворца культуры г. Лиды, где в свое время мне помогли развить творческие способности. Благодарю наставников, которые многому меня научили. Опыт, полученный там, впоследствии пригодился и в цирке.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться