Вс12172017

На страже качества… метод мозгового штурма. Этот метод наряду со многими другими новшествами содержится во внедряемой сейчас на лидских предприятиях 5-й версии СТБ ISO 9001

Мозговой штурмВ 1946 году была создана Международная организация по стандартам – ИСО (International Organization for StandartizationISO), одним из сооснователей которой, к слову, являлся и СССР. В сферу ее деятельности входит стандартизация во всех сферах, кроме электротехники и электроники. Помимо стандартизации, ИСО занимается также вопросами сертификации. Одной из главных задач организации является содействие развитию стандартизации в мире для обеспечения международного обмена товарами и услугами.

Техническим комитетом Международной организации по стандартизации разработана серия стандартов ИСО 9000, в которой содержатся основные принципы менеджмента качества (управления качеством) на предприятиях и в организациях, руководство по достижению ими устойчивого успеха. Стандарты серии ISO 9000 приняты более чем 160 странах мира (в том числе, в Беларуси) в качестве национальных. Их могут применять любые предприятия, независимо от размера, формы собственности, сферы деятельности. ISO 9001 – единственный стандарт этой серии, по которому производится сертификация, он содержит набор требований к системам менеджмента качества. Если предприятие сертифицировано по данному стандарту, это свидетельствует об определенном уровне его надежности, повышает конкурентность его продукции на современном рынке, дает возможность экспортировать ее в Европу и другие регионы мира. У потребителя к продукции, которая выпускается на таком предприятии, больше доверия.

Время не стоит на месте, и версии ISO 9001 тоже эволюционируют. В настоящее время в нашей стране осуществляется переход от четвертой версии стандарта (СТБ ISO 9001-2009) к пятой (СТБ ISO 9001-2015). Казалось бы: ну и что? Пусть специалисты этим занимаются. Но на самом деле это касается многих из нас. Потому что практически все мы являемся потребителями тех или иных продукции и услуг, а многие работают в организациях, где их производят, и причастны к системе управления качеством. Популярно рассказать о новой внедряемой версии ISO 9001 и в чем ее отличие от предыдущей мы попросили ведущего инженера по стандартизации, эксперта-аудитора по системе менеджмента качества РУП "Лидский центр стандартизации, метрологии и сертификации" Александра ЗАРУДНОГО.

– Предыдущий стандарт СТБ ISO 9001-2009, – уточнил в начале беседы Александр Владимирович, – еще действует. Но Госстандартом Республики Беларусь установлен переходный период до 15 сентября 2018 года, в течение которого все мероприятия по переходу на СТБ ISO 9001-2015 должны быть завершены.

– Хотелось бы вначале уяснить: почему в одном случае употребляется термин "ISO", в другом – "СТБ ISO".Чем они отличаются?

– Когда международный стандарт или его версия (например, ISO 9001-2015)  разработан и опубликован, он может быть принят в качестве национального странами-членами ISO. Это общепринятая практика. В данном случае СТБ ISO 9001-2015 – адаптированная для Беларуси пятая версия международного стандарта

– Скажите, много ли в нашем регионе предприятий, сертифицированных по стандарту ISO 9001? Какие это предприятия? Когда, вообще, в Беларуси началась сертификация по данному стандарту?

– Сертификация по стандарту ISO 9001 начала применяться для белорусских предприятий с конца 90-х годов. Это, как правило, были предприятия-экспортеры. Сама жизнь заставила их это сделать, чтобы успешно продвигать свою продукцию на экспорт. «Первой ласточкой» в стране стал Белорусский металлургический завод. А сегодня уже на десятках лидских предприятий внедрена система менеджмента качества. Это строительные, машиностроительные, пищевые, деревообрабатывающие предприятия, торфозаводы, предприятия легпрома…

– И по этому вопросу они обращаются именно к вам – в Лидский центр стандартизации, метрологии и сертификации?

– И к нам, и в другие ЦСМС, например, в областной. Строгой «привязки» нет. Мы также сертифицируем не только лидские предприятия, но и из разных районов области. Непосредственно сертификацией систем качества занимаются аккредитованные на этот вид деятельности эксперты-аудиторы по системе менеджмента качества ЦСМС.

Итак, если предприятие сертифицировано по ISO 9001, это означает…

– …это означает, что на нем внедрены все требования, которые максимально, на всех стадиях производства, содействуют выпуску качественного продукта. То есть, на нем строго в соответствии с требованиями стандарта ISO осуществляются планирование и организация работ во всех подразделениях, обеспечены необходимый уровень материальной базы, применяемых технологий, качества сырья и так далее, имеются необходимые кадры, которые в той или иной мере тоже вовлечены в процесс управления качеством.

– А чем же перестал устраивать предыдущий, еще действующий, стандарт ISO 9001-2009? Зачем надо было внедрять новую версию ISO 9001-2015?

ISO 9001-2015 – это пятое издание стандарта, регулирующего систему управления качеством. Пятая версия была введена в действие постановлением Госстандарта Республики Беларусь в 2015 году. При пересмотре ISO была поставлена цель – создать такие стандарты, которые позволили бы предприятиям сразу работать эффективно, без последующих исправлений. В первую очередь были сделаны выводы из экономического кризиса 2008-2010 годов. Особое внимание было уделено причинам банкротства многих предприятий, а также мерам, которые необходимо было и можно было предпринять. В итоге в стандарт был включен, как один из основных, принцип ориентации на риски.

– А раньше руководители не обязаны были просчитывать и учитывать возможные риски, реагировать на возрастающую внешнюю конкуренцию и наметившиеся негативные тенденции в работе предприятия (устаревание оборудования, технологий, в целом отставание от прогресса, дефицит необходимого качественного сырья, недостаточную квалификацию кадров и др.), что в конечном итоге отражалось на качестве производимых продукции и услуг?

– Принципиальное отличие новой версии ИСО 9001 в том, что в ней появилось новое требование – по оценке рисков деятельности. В прежней версии это тоже присутствовало, но не было выделено, как отдельная и обязательная деятельность, поэтому часто просто игнорировалось. Сейчас же руководители обязаны мониторить информацию по конкурентной среде, рынкам сбыта, новым технологиям, запросам потребителей, состоянию экономики в целом, тенденциям в ней и, исходя из этого, прогнозировать возможные риски и своевременно вносить необходимые корректировки.

При определении рисков и возможностей большое значение имеет достоверность информации, на основе которой в организации принимаются решения. Нужно учитывать возможные интересы предоставивших ее людей, тогда анализ рисков будет более точным.

Еще одно отличие новой версии стандарта состоит в том, что появилось больше возможностей для создания системы менеджмента качеством (СМК), приспособленной к специфическим потребностям конкретных организаций. Это, например, может касаться управления документацией. Теперь организация, исходя из своих специфических потребностей  сама вправе решать: какую информацию следует обязательно документировать, а какую не обязательно – ведь иногда достаточно просто дать рекомендацию. Главное при этом – не нарушить правовые нормы. Это будет способствовать уменьшению документооборота и более эффективной деятельности.

Одно из основных новшеств СТБ ISO 9001-2015 – требование определить внешние и внутренние факторы, которые оказывают воздействие на способность организации достигать намеченных результатов. К таким факторам относятся, в частности, ожидания заинтересованных сторон: собственников, инвесторов, органов государственной власти, поставщиков, партнеров, клиентов, сотрудников. В организации должно быть четкое знание стратегических целей – чего она хочет, куда движется. При этом, если раньше предприятия почему-то обычно, думая о рынках-клиентах-конкурентах, почти забывали о внутренней среде, то сейчас таким же образом, как внешние, должны учитываться внутренние факторы, которые тоже имеют большое влияние.

Новой версией ИСО рекомендуется примерно раз в полгода проводить анализ запланированной деятельности – в какой мере остаются приоритетными выбранные ранее направления. Ведь, в производстве нет незыблемых вещей: меняются технологии, законодательство, ситуация на рынках и т. д., и это следует принимать во внимание.

– Вы сейчас рассказали о некоторых новых требованиях, предъявляемых к системе менеджмента качества (СМК) в масштабах организации в целом. А какую роль в управлении качеством отводит новая версия ИСО человеку?

– В тексте СТБ ISO 9001-2015 как раз введено требование активного участия в СМК и большей ответственности высшего руководства. Именно руководитель обладает всей информацией о стратегическом развитии предприятия и в полной мере обладает компетенцией, чтобы указать приоритетные направления. Но на практике в вопросах, касающихся управления качеством, раньше нередко получалось так, что руководство (директор, главный инженер), не обученные к тому же практикам СМК, были больше озабочены обеспечением объема работ, занятости, а вопросы качества оставались на вторых ролях – они перепоручали это своим заместителям. А те – своим подчиненным. В итоге важные вопросы управления качеством решались не на том уровне.

– Но один управленец, даже самый компетентный, может в чем-то ошибиться, что-то не учесть…

– Действительно, с другой стороны, как говорят, один ум хорошо, а несколько – еще лучше. Именно поэтому в новом стандарте приветствуется применение такой деятельности, как решение задач методом мозгового штурма. Он заключается в том, что руководитель создает команду (например, в составе инженера по качеству, инженера-конструктора, представителей технологических служб), и когда необходимо оперативно принять решение по важному и непростому вопросу, все садятся за общий стол и выдвигают всевозможные идеи. Потом проводятся их отбор, экспертиза и вырабатывается окончательное решение. Метод мозгового штурма особенно полезен при идентификации риска применения новых технологий, переоснащения, когда необходимо нестандартное решение проблемы. Эти проблемы нельзя решать слишком узким кругом. 

Мозговой штурм

– Но качество продукции, на мой взгляд, зависит не только от тех, кто управляет этим качеством, но и непосредственно от тех, кто производит продукцию (услуги)…

– Да. Качество произведенной продукции, оказанных услуг напрямую зависит от непосредственных исполнителей и их заинтересованности. И в очень большой степени – от специалистов, ответственных качество. Поэтому мы теперь даем рекомендации, чтобы на предприятиях внедрялись механизмы мотивирования этих специалистов, чтобы у руководителя была реальная возможность поощрить их материально.

Стандарт СТБ ISO содержит много других новшеств, я рассказал о некоторых из них. В заключение хотел бы остановиться еще на одном понятии, на которое надо обратить внимание – это компетентность работника. Если раньше речь шла в большей степени о повышении квалификации, образовании, то в новой версии стандарта упор сделан на умении применять знания на практике.

Внедрение новой версии СТБ ISO 9001 – ключ к успешной деятельности и дальнейшему развитию организации.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Наши блоги: 

Из личного блокнота

petrul
Блог Людмилы Петрулевич

Открытый микрофон

pin
Блог Жанны Пиневской

Строчки без точки

rus
Блог Виктории Русилевич

Между делом

kudr
Блог Татьяны Кудряшовой

Житейский перекресток

Каральчук
Блог Татьяны Каральчук