Кто в Лидском районе держит равнение на качество молока?

17 Февраля 2017 3472

В Беларуси четко следуют требованиям безопасности, соответствия по качеству мясной и молочной продукции. Лидский район не исключение. В этом я, как журналист «Лідскай газеты», решила воочию убедиться и проследить путь молока от фермы до молочно-консервного комбината.

И плюс 4 «к»

Первым делом я отправилась в хозяйство. Филиал «Дитва» ОАО «Лидахлебопродукт» – один из основных производителей молока в районе. Сейчас отсюда ежедневно на переработку его поставляется 28-30 тонн. Две трети от объема производится на молочно-товарном комплексе «Крупово». По комплексу в сопровождении главного зоотехника хозяйства Андрея Адамовича я и совершила «экскурсию». Это поистине целое, поражающее своей масштабностью, предприятие по производству молочного сырья. А какие доярки не то что двадцать, а даже десять лет назад могли себе представить, что на ферме может быть установлено видеооборудование, которое помогает на экране компьютера увидеть весь процесс производства молока? На МТК «Крупово» благодаря руководителю головного предприятия – ОАО «Лидахлебопродукт» – Александру Островскому год назад это стало возможным.

– На шести фермах нашего хозяйства содержится 1898 голов дойного стада, 845 голов сосредоточено здесь, на комплексе «Крупово», – рассказывает Андрей Иванович, знакомя журналиста с работой МТК. – Комплекс возведен для того, чтобы получать продукцию, которая отвечает всем предъявляемым требованиям к ее качеству. Современное оборудование комплекса дало нам возможность соблюдать технологию производства. А при поддержке специалистов молочно-консервного комбината мы смогли выявить и исключить недостатки, которые поначалу возникали при работе. Поэтому и за качество молока нам сейчас не стыдно. В 2016 году в целом по хозяйству молока сортом «экстра» реализовано 68%, на текущий год планируем довести данный показатель до 72%. На комплексе в 2016 году сортом «экстра» шло 78% молока, а в нынешнем январе – все 100%.

86

 Идет дойка. На снимке – операторы машинного доения Елена Библис и Юлия  Чилей.

В доильном зале комплекса, где как раз проводилась дойка, я стала свидетелем того, как в автоматическом режиме функционирует его оборудование.

– А какие в целом составляющие высокого качества молока? – интересуюсь у главного зоотехника хозяйства.

– Это известные четыре «к», – отвечает он. – Корма, то есть хорошая кормовая база. Корова, а это значит, здоровье и продуктивность животных. А еще – кадры и квалификация. На все это у нас в хозяйстве, и на комплексе в частности, обращено большое внимание. Надо сказать, что свою немаловажную роль в том, что на молочно-консервный комбинат отправляется качественная продукция, помимо коллектива животноводов играют опытные работники: ветврач Николай Малявко и лаборант Регина Ишкуло. Большое значение имеет и слаженность работы хозяйства, ОАО «Лидаспецавтотранс», которое задействовано на доставке молока на молочно-консервный комбинат, и самого комбината.

Кстати, журналист убедился, что в установленное графиком время вывоза молока с комплекса – 15.30 – молоковоз был на месте.

Внимание: ценный груз

А ставят ли во главу угла своей работы высокое качество молока? Чтобы выяснить это, я отправилась в организацию, которая служит в Лидском районе звеном цепи «сельхозпредприятие – комбинат», – ОАО «Лидаспецавтотранс». Еще с момента создания, в статусе седьмой автобазы, оно стало специализироваться на перевозке молока. И в данный момент такие перевозки составляют 70% от объема всех перевозок транспортного предприятия.

Начальник отдела перевозок Чеслав Жидис рассказывает, что на линию в среднем выходит 25-30 молоковозов. Это количество меняется в зависимости от сезонности. Ведь летом объемы молока увеличиваются. В зависимости от зимнего и летнего периода сдвигается время самой дойки, поэтому машины выезжают в рейс соответственно: в 7 и в 6 часов утра. ОАО «Лидаспецавтотранс» обслуживает три района: Лидский, Вороновский, Ивьевский. В Лидском районе – девять сельхозорганизаций.

На каждый месяц утверждается график доставки. При его составлении учитывается, когда молоковоз должен выехать с автопредприятия и прибыть в хозяйство, загрузить молочный груз, прибыть на молочно-консервный комбинат, пройти отбор анализов, разгрузку, мойку. Это позволяет избежать очереди на разгрузку, а значит, не допустить, чтобы период ожидания в определенной мере сказывался на качестве молока.

– Бывают ли (и по каким причинам) сбои в графике движения молоковоза? – интересуюсь у начальника отдела перевозок.

– Это случается, но очень редко, – рассказывает Чеслав Францевич. – График может сбиться при сложных погодных условиях. Например, зимой к какой-нибудь ферме ненадлежащим образом может быть расчищена дорога или же большие морозы сказались на работе оборудования фермы. Никто не застрахован и от поломки молоковоза. Поэтому, чтобы избежать ее и не сбиться с установленного графика, проверка транспорта идет перед выездом, и в обязательном порядке имеются резервные автомобили.

Чеслав Францевич говорит о том, что, в принципе, во всех хозяйствах стараются ответственно подходить к тому, чтобы молоковоз не сработал «вхолостую». Животноводы внимательно относятся к качеству продукции, которой заполняют автомолцистерны, а лаборанты тщательно проверят качество отправляемого на переработку молока, чтобы с молочно-консервного комбината груз не был отправлен обратно.

К самому транспорту предъявляются жесткие требования соответствия стандартам. Ежегодно продлеваются санпаспорта на автомобили и ведется строгий учет наличия санитарных справок у водителей. Дезинфекция молоковозов проводится на молочно-консервном комбинате ежедневно после каждой разгрузки: промываются емкости, сливные патрубки, на них ставятся пломбы. Очень большое внимание к техническому состоянию автомобилей, поэтому ОАО «Лидаспецавтотранс» не только следит за состоянием молоковозов, имеющихся в автопарке, но и обновляет его. Вот и в прошлом году было закуплено два МАЗа производства Гродненского механического завода.

7

Начальник отдела перевозок ОАО «Лидаспецавтотранс» Чеслав Жидис объясняет маршрут следования молоковоза водителю-экспедитору Анатолию Рынкевичу.

– Как-то на нашем совместном совещании, – рассказывает Чеслав Жидис, – директор молочно-консервного комбината Андрей Эйсымонт отметил: «Мы с вами – грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель – врагами всегда стать успеем. А нужно помнить, что мы – звенья одной цепочки. Увидев негатив, нужно подсказывать друг другу, а не засыпать угрозами. Ведь у нас единая цель». Это правильно. И такого принципа мы придерживаемся в работе.

Приветствуя «экстру»

Первым местом в ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат», где я побывала в сопровождении начальника отдела сырья Павла Белоокого, стал КПП, то есть пункт первичного контроля, с которого начинается путь автомолцистерн по территории комбината. Начиная с девяти часов утра до шести часов вечера здесь не кончается поток машин: прошла проверку одна, через пять-десять минут подъехала другая. Оно и неудивительно, ведь сейчас, например, в день на комбинат из хозяйств сырьевой зоны поступает молока в пределах 420-430 тонн, из них 120-130 тонн – из хозяйств Лидского района.

3

Проверка молока на комбинате начинается с отбора проб из автоцистерны. На снимке – лаборант Наталия Мартинкевич.

2

На современном оборудовании физико-химический анализ молока проводит Елена Цыбульская.

1

Антибиотики в поступающем молоке строго контролирует Татьяна Фишбайн.

В пункте первичного контроля проверяется товарно-транспортная накладная, удостоверение качества, наличие санпаспорта на молоковоз и медсправки у водителя, а также наличие пломбировки на люках и патрубках. И далее автоцистерна следует к лаборатории контроля сырья, где осуществляется отбор молока для проведения анализа на соответствие требованиям стандартов. О важности этого звена во всей цепочке общей работы на качество продукции говорит и тот факт, что с 2015 года лаборатория стала размещаться в новом, современном, специально оборудованном здании. Специалисты лаборатории проводят контроль спектра физико-химических показателей, наличия антибиотиков, а также, раз в десять дней, контроль микробиологичеких параметров. При несоответствии даже одному из показателей стандарта молоко отправляется назад в хозяйство. А при подтверждении качества принимается решение, что сырье может идти на производство, молоковоз отправляется на пост, где происходит его раскачка. Молоко по линиям движется в емкости, а оттуда, в зависимости от вида выпускаемой продукции, по цехам …

4

Раскачку молока из машины ведет рабочий Сергей Бакулин.

Отмечу, не только в лаборатории, но и на всех участках, где довелось побывать журналисту, первым делом работники говорили о качестве сырья и продукции.

9

Оператор Гражина Бобко на участке приемки и распределения  регулирует потоки молока из емкостей по цехам.

Я же, как журналист, который решил проследить путь «ферма – комбинат», не могла не поинтересоваться у начальника отдела сырья Павла Белоокого, по каким критериям оценивает молочно-консервный комбинат работу 5aпоставщиков сырья.

– Один из критериев оценки поставщиков – это стабильность качества поставляемого молока, – ответил Павел Иванович. – С хорошей стороны в этом плане можно отметить молочно-товарный комплекс «Крупово» филиала «Дитва», откуда молоко в большинстве своем поступает сортом «экстра», молочно-товарные комплексы ЛРСУП «Можейково», где полученная продукция стабильно высшего сорта и «экстра». Последнее время на МТК «Гончары» сельхозпредприятия «Белица-Агро» улучшено качество молока в сторону сорта «экстра»… Есть куда стремиться и коллективам комплексов «Песковцы» и «Ходоровцы». А в целом по Лидскому району порядка 40% молока поступает сортом «экстра», 35% высшего сорта, 25% – первого сорта.

– Безусловно, – продолжает начальник отдела сырья, – строительство комплексов улучшило труд животноводов, санитарные условия, дало возможность зоотехнической службе подойти скрупулезно к каждому животному. Соответственно, есть возможность получить более качественное молоко. Вместе с тем есть такие рядовые фермы, как ферма «Новоселки» КСУП «Ваверка-Агро», где объемы хоть и небольшие, но культура производства и дисциплина дают возможность получить молоко сортом «экстра».

Не проходят бесследно и выезды наших специалистов в хозяйства для проведения аудитов и выдачи рекомендаций по улучшению качества молока, а также организация для животноводов семинаров, на которые приглашаются преподаватели академии ветеринарной медицины. В нашем сотрудничестве – общий успех.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться