Экономика как есть. «Главное – литейка живет. И у нас очень много планов»
Несмотря на все сложности, коллектив литейно-механического завода сумел в 2015 году максимально приблизиться к выполнению доведенных показателей. Неплохо идут дела и в 2016-м. Предприятие работает бесперебойно, с хорошей загрузкой. Более подробно о сегодняшних реалиях специфического производства рассказала в беседе с журналистом начальник отдела маркетинга ОАО «Лидский литейно-механический завод» Надежда КАБАЕВА.
– Надежда Григорьевна, давайте начнем с того, как предприятие завершило прошлый год и как сложился первый квартал 2016-го.
– В целом показатели по итогам работы в прошлом году у нас неплохие. К примеру, темп роста объема производства промышленной продукции по итогам 2015 года к аналогичному периоду предыдущего составил 147,1 процента. И в этом году никаких простоев у нас не было. Предприятие работает в обычном режиме. Лишь в самом начале года был корпоративный отпуск на 10 дней, и то он не столько был нужен нам самим, сколько мы подстраивались под российских компаньонов, так как значительная часть нашей продукции экспортируется в Российскую Федерацию.
В первом квартале этого года наблюдается серьезный рост объемов продаж – на 10 процентов – в сравнении с прошлым годом. Произошло это за счет экспортных поставок, в основном, как я уже говорила, в Российскую Федерацию.
– Кто ваши основные покупатели в этой стране?
– Основным нашим покупателем в Российской Федерации является ООО «Завод Автотехнологий» в Волгоградской области, специализирующийся на производстве и продаже сельскохозяйственной техники. Мы осуществляем туда поставки деталей для почвообрабатывающих агрегатов. С этим предприятием у нас заключен договор, согласно которому мы не так давно разработали для них и освоили выпуск 10 новых видов деталей. ООО «Завод Автотехнологий» является для нас вторым по значимости (после Минского моторного завода) предприятием, куда мы отгружаем свою продукцию. Не теряет своей значимости для нас и сотрудничество со многими другими российскими партнерами: в 2016 году увеличились объемы поставок распредвалов на Заволжский моторный завод, крепкими остаются связи с ООО «Мценскавтозапчасть» (город Мценск), ООО «НТЦ-Булат» (город Москва).
В общем, мы довольно активно работаем с российскими предприятиями, расширяем линейку поставляемой туда продукции. Имеются новые маркетинговые наработки. Конечно, хотелось бы, чтобы это двигалось быстрее, но сама специфика литейного производства не всегда это позволяет. От получения заказа до внедрения отливки в серийное производство должен пройти достаточно большой период – от нескольких месяцев до полутора-двух лет. Сначала идет разработка технической документации, потом изготовление модельной оснастки, потом отливку доводят до ума технологи, проводятся испытания, вносятся изменения, согласовывается химсостав…
– А как развиваются ваши партнерские отношения с головным предприятием холдинга – Минским моторным заводом?
– С Минским моторным заводом мы давно тесно сотрудничаем, поставляем туда большую часть своей продукции, у нас очень много совместных наработок. Можно даже образно сказать, что для ММЗ мы являемся площадкой для освоения и испытания новой продукции. И для нас такое сотрудничество очень ценно. Это же и наработка уникального опыта, и задел на новую продукцию. Поэтому, конечно, нам очень хотелось бы, чтобы масштаб сотрудничества с ММЗ не уменьшался.
– В какие страны еще поставляются отливки лидского производства?
– В Украину. В конце 2015 года был спад по отгрузкам в эту страну. Но сейчас мы наверстываем объемы. Отгрузки в Украину сегодня составляют около 6 процентов от общего объема экспорта.
– Одной из основных задач, которые сегодня стоят перед экспортоориентированными предприятиями, является диверсификация рынков сбыта. Из прежних интервью со специалистами вашего предприятия я знаю, что качество литья у вас очень высокое и об этом известно в ряде европейских стран. А вы не пытались выйти на европейский рынок?
– Конечно же, выход на европейский рынок для всех предприятий – не только возможность заработать валюту, но и вопрос престижа. Разумеется, и мы заинтересованы в получении заказов от западных предприятий. Постоянно прорабатываются запросы на изготовление различных видов литья, поступающие от европейских предприятий и фирм. К сожалению, весьма непросто привести к «общему знаменателю» свои интересы и возможности и требования покупателя, предложить конкурентоспособную цену при условии достижения требуемого качества. Но, думаю, выход на европейский рынок, в принципе, возможен и мы не оставим попыток «прорубить» свое маленькое окошко в Европу.
– Вы сказали, что ваше предприятие работает бесперебойно. Следовательно, и загрузка производства стопроцентная?
– Имеющиеся у нас заказы обуславливают практически максимальную загрузку производственного оборудования. В то же время продолжается поиск новых рынков сбыта, и это является стимулом для развития и модернизации производства.
– А можно хоть немного приоткрыть завесу над планами, которые есть у вашего предприятия?
– Самое главное для нас – не сдать позиции, на которые мы вышли в настоящее время. Ведь планка, которой мы достигли по результатам работы в первом квартале, достаточно высока: рост экспорта на 26 процентов, увеличение объемов производства в целом.