Какие перспективы у лидских льноводов?

11 Февраля 2016 3349

С ноября 2015 года ОАО «Лидлен», расположенное в деревне Доржи, поменяло свой статус. Оно стало подразделением другого льнозавода и сегодня называется: участок Лида ОАО «Кореличилен». В чем суть этих изменений, какие перспективы открывают они перед лидскими льноводами, как обстоят дела на производстве сегодня? Эти вопросы были заданы на днях в интервью с начальником участка Лида ОАО «Кореличилен» Игорем УРБАНОВИЧЕМ.

– Игорь Леонидович, скажите, произошли ли какие-нибудь изменения на производстве в связи с изменением статуса завода?

– Изменения в первую очередь коснулись штатного расписания. Нам предстоит оптимизировать численность ИТР. Так как головное предприятие теперь в Кореличах, на нашем участке главных специалистов не будет, останутся только ведущие. Конечно, будем стараться, чтобы люди без работы не остались. В том числе будем им предлагать что-то другое.

Что касается конкретно производства, то пока предприятие работает в обычном режиме. Мы выполняем ту же работу, что и раньше, и на том же оборудовании. И в ближайшей перспективе перед нами стоят те же задачи: выращивать лен на арендованных у лидских сельхозпредприятий полях, перерабатывать льнотресту в льноволокно, производить пищевое масло из льносемян. Площади под посевами в 2016 году не изменятся. Всего будет засеяно 1000 гектаров. Частично – льном-долгунцом для производства волокна, частично – масличным льном для отжима масла (в какой пропорции – еще уточняется).

Одной из причин реорганизации ОАО «Лидлен» была его большая закредитованность. В связи с этим мы были хронически убыточным предприятием. Но самостоятельно рассчитаться по кредитам, работая на устаревшем оборудовании 90-х годов, было почти нереально. Сейчас в этом плане должно стать легче.

– Если не учитывать эти долги, то можно ли сказать, что лидский участок сейчас работает рентабельно?

– Да, мы сейчас работаем рентабельно.

– А в Кореличах – современное оборудование?

– Да. И оно установлено не только там. До недавнего времени в области было 5 льнозаводов: в Лиде, Кореличах, Дворце (Дятловского района), Слониме, Ошмянах. Несколько лет назад, согласно государственной программе по модернизации льнозаводов, в Кореличах и Дворце были установлены современные импортные линии по производству и выработке длинного и короткого льноволокна. А потом более эффективные заводы объединили с менее эффективными: дворецкий – со слонимским, а кореличский, как вы уже знаете, – с лидским.

– Страдает ли от того, что вы работаете на устаревшем оборудовании, качество вырабатываемого на нем льноволокна?

– Нет. Мы и на старом оборудовании производим льноволокно хорошего качества. Оно такое же, как и в Кореличах. Разница – в производительности оборудования. Если на льнозаводе в Кореличах мощности новой линии позволяют перерабатывать до 9 тысяч тонн льнотресты в год, то здесь, в Доржах, мы можем переработать не более 3 тысяч тонн.

– Хватает ли той льнотресты, которую вы получаете с арендованных полей, для загрузки мощностей в Доржах?

– Мы сами обеспечиваем себя сырьем и выращиваем столько льна, сколько надо для стабильной работы оборудования (заготавливаем 2-2,5 тысячи тонн льнотресты в год). У нас проблема не в обеспеченности сырьем, а в низкой эффективности труда на устаревшей линии.

– А в перспективе планируется замена оборудования?

– Думаю, что об этом и в целом о перспективах производства в Доржах более конкретно вам могли бы рассказать в «Облсельхозтехнике».

– Помню, раньше вашему льнозаводу прибавляло проблем то, что Оршанский льнокомбинат не рассчитывался вовремя за сырье. У оршанцев, в свою очередь, были проблемы со сбытом своей продукции. А как теперь?

– Это уже позади. На льнокомбинате идет модернизация. Наше льноволокно у них востребовано, рассчитываются за него вовремя.

– А насколько реально поставлять наше льноволокно на экспорт? Или это – из области фантастики?

– Это вполне реально. И, кстати, ОАО «Кореличилен» уже занималось поставками льноволокна в Китай. Так что и у нас, как подразделения этого предприятия, тоже просматриваются перспективы.

– Вы выращиваете масличный лен, чтобы обеспечить сырьем (льносеменами) собственный цех по производству масла путем холодного отжима. А соломка масличного сорта идет в дело?

– Нет. Она не пригодна для производства льноволокна. Стебли просто измельчаются и запахиваются.

– А со сбытом льняного масла нет проблем?

– Льняное пищевое масло мы производим с 2011 года. Оно составляет примерно 35-40 процентов в общем объеме производства на предприятии в Доржах и вполне нормально реализуется на белорусском рынке. В основном мы его поставляем в торговые сети.

– Все ближе весна. Как идет подготовка к предстоящему севу льна? Есть ли вопросы по технике, семенам, удобрениям?

– Обеспеченность минеральными удобрениями – это всегда сложный вопрос, и без помощи государства его решить сложно. Что касается техники, то все необходимые машины и агрегаты для возделывания льна у нас есть, и сейчас активно ведется их подготовка к полевым работам. А с семенами у нас полный порядок. Они уже проверены и готовы к севу – в нужном количестве и нужного качества.

Объемы льняного масла могут удвоиться, а волокно пойдет на экспорт

Чтобы узнать о том, как перспективы развития производства в Доржах прорисовываются в разрезе льноводческой отрасли области, я, как и советовал Игорь Урбанович, обратилась к заместителю генерального директора ГУП «Облсельхозтехника» Михаилу ЯСЮКАЙТИСУ. Комментарий Михаила Чеславовича (кстати, он раньше работал в нашем районе главным агрономом райсельхозпрода и директором льносемстанции) был вполне оптимистичным:

– Объединение ОАО «Лидлен» и ОАО «Кореличилен» произведено в целях оптимизации затрат на производство. В перспективе это позволит без больших дополнительных затрат, благодаря рациональному использованию современного оборудования и техники, имеющихся сегодня в Кореличах и Доржах, увеличить объемы производства, улучшить обеспеченность сырьем, облегчить организацию поставок на экспорт.

В Доржах несколько лет назад был запущен цех по производству масла из льносемян. Но современное дорогостоящее оборудование этого цеха загружено на 50 процентов. Причина в том, что для его загрузки на участке Лида выращивается недостаточно льна масличного сорта. Можно было бы, конечно, увеличить вдвое посевные площади под масличным льном. Но тогда пришлось бы увеличить количество техники по возделыванию этой культуры, набирать дополнительно в штат механизаторов, которых к тому же нужно обеспечивать работой и в межсезонье.

Проблему загрузки нового цеха можно было решить и таким путем. При уборке льна-долгунца, выращиваемого на волокно, не очесывать головки с семенами, а обмолачивать их и дополнительно получать льносемена для производства (пусть содержание масла в них ниже, чем в масличных сортах, но они вполне пригодны для отжима). Но дело в том, что на лидском участке недостаточно льнотехники, которая при заготовке тресты обмолачивает головки. А в Кореличах такая современная техника есть. И вполне реально, что в этом сезоне в Доржи с головного предприятия дополнительно поступят льносемена, что позволит полностью загрузить оборудование по производству масла.

А что касается производства льноволокна, то установка новой линии в Доржах не предусматривается. Современная высокопроизводительная линия уже запущена в Кореличах. И сейчас более актуален вопрос не переработки, а обеспеченности сырьем. Но и демонтировать старую линию в Доржах пока нельзя. Ведь при производстве льноволокна образуются отходы – костра. Это – очень ценные отходы, так как на них работает котельная предприятия. А котельная – это сердце льнозавода. К тому же на оборудовании в Доржах, хоть оно и старое, получается волокно высокого качества, которое можно экспортировать. Но какого импортера заинтересуют мелкие партии? Совсем другие горизонты открываются, если организовать экспортные поставки льноволокна совместно с Кореличами, где объемы производства в разы больше.

Вот такие перспективы в двух словах. И уже в нынешнем году эти планы будут реализовываться.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться