Житель Лиды коллекционирует технические паспорта вещей, которыми пользовались в быту несколько десятков лет назад (фото)

23 Января 2015 3569

Признаться, я всегда считала, что коллекционеры – люди особенные. Годами что-то собирать, тратить на это немалые деньги, время... И ладно, если это еще картины, фарфор, монеты, марки... Но есть же люди, которые коллекционируют донельзя странные вещи. Точнее, вещи-то сами по себе совершенно обыденные, но не думаю, что кому-нибудь в голову могла бы прийти мысль, что это может служить предметом увлечения. Например, человек, о котором сейчас пойдет речь, коллекционирует… технические паспорта, или руководства по эксплуатации тех или иных вещей.

Про Чеслава Серафиновича журналисты «Лідскай газеты», да и других изданий, в том числе республиканских, рассказывали не раз. О таких, как он, еще можно сказать: «Коллекционер до мозга костей». Житель нашего города собрал единственную в Беларуси коллекцию чернильниц и даже написал о них книгу (к слову, впервые информация об этом появилась на страницах «Лідскай газеты» в публикации Лилии Лапшиной). В его небольшом кабинете стопками пухлых альбомов хранятся также коллекции денежных знаков, открыток, исторических ценных бумаг советского времени, с печатями, росписями, черно-белыми фотокарточками. А последние три года Чеслав Викторович собирает технические паспорта телевизоров, стиральных и швейных машин, велосипедов, пылесосов, телефонов, фотоаппаратов, электробритв и многого другого, чем наши бабушки и дедушки, папы и мамы пользовались в быту несколько десятков лет назад. 

1

– Многим, по меньшей мере, это может показаться странным или даже глупым, – улыбается лидчанин, – но для меня эта коллекция не менее дорога (хотя никакой материальной ценности она в себе и не несет), чем остальные. Словами объяснить сложно, но в этих технических паспортах кроется ностальгия по тому времени, периоду. 

3

Действительно, в этих пожелтевших, местами порванных технических паспортах, отдельные из которых составляют всего два листика, – целая история. Наша история. Воспоминания о давно ушедших годах. Вот паспорт телевизора, который был выпущен в 1954 году. Сегодняшним школьникам, наверное, сложно представить, что когда-то телевизоры были далеко не в каждом доме и считались настоящей роскошью. Кроме того, смотрели их через лупу, ни о каких пультах, цветном изображении и тем более функции «3D» и речи не шло. А вот паспорт довоенной швейной машинки известной немецкой фирмы «Zinger», велосипеда Львовского велосипедного завода, граммофона, выпущенного на патефонном заводе в городе Молотове…

6

– Большинство собранных мной технических паспортов – это руководства к той или иной бытовой технике, – продолжает знакомить со своей коллекцией Чеслав Викторович. – Но есть и другие. Объединяет их то, что все эти приборы, техника были изготовлены и выпущены на территории Советского Союза. «Горизонт», «Кварц», «Юность», «Электрон», «КВН», «Весна», «Чайка», «Изумруд», «Рубин», «Сапфир», «Конвертер», «Симбирика»… Это далеко не весь перечень производителей. Многие предприятия уже прекратили свое существование, другие были переименованы или объединены. Но по техническим паспортам можно проследить, как развивалась бытовая цивилизация СССР, как работали конструкторские умы того времени. 

4

…Когда перелистывала технические паспорта, мне подумалось: «Что бы ни говорили о жизни в Советском Союзе, сколько бы ни приводили минусов того времени, но очевидно: в той большой стране производилось все, от керогазов и часов до холодильников и фотоаппаратов. Причем качество той продукции не идет ни в какое сравнение с сегодняшней. Например, в нашей семье до сих пор пользуются соковыжималкой «Журавінка», выпущенной более 20 лет назад. У бабушки по-прежнему без перебоев работает советский холодильник «Айсберг». А вот кухонный комбайн одного из современных импортных производителей не проработал у нас и двух лет… Парадокс какой-то». 

2

Свою коллекцию технических паспортов Чеслав Серафинович хранит в папках. Причем каждый документ – в отдельном файле.

– Знаете, собирать технические паспорта куда сложнее, чем, скажем, ценные бумаги, – удивляет Чеслав Викторович. – Потому что найти их непросто: люди такое в основном выбрасывают, не хранят. А был и такой случай. Знакомый сообщил, что купил дом в деревне и собирается оставшееся после бывших хозяев старье выбросить. Я напросился на этот импровизированный субботник. На чердаке обнаружил немного старых документов: справки, рецепты, технические паспорта, открытки и прочее. Так представляете, знакомый сразу же установил цену своему «богатству», хотя недавно собирался все выбросить из дома и сжечь. Пришлось потратиться (улыбается). Хотя большинство людей, узнавая о моем увлечении, сами приносят и отдают мне технические паспорта, за что им большое спасибо. 

5

Коллекционер также признался, что ему больше нравится работать с уже повидавшими виды техническими паспортами, где есть потертости, какие-то загибы. «В них чувствуется жизнь, особый характер, некая история», – объяснил Чеслав Серафинович. А вот какой технический паспорт, по его мнению, представляет особую ценность, ответить не смог – они ему одинаково дороги. 

7

Не смогла я не поинтересоваться у Чеслава Викторовича, почему он вообще решил заняться собирательством столь странных вещей. «Первые технические паспорта, которые я вложил в файлы, были от моей старой бытовой техники. Знаете, ведь коллекционеры – это такие люди, которые ничего никогда не выбрасывают. Наводя как-то порядок на чердаке, я наткнулся на техпаспорт, кажется, от граммофона. Тогда подумал: «А ведь их больше и не выпускают. Граммофоны ушли в прошлое, их сменили магнитофоны, плееры, компьютеры». И таких вещей очень много. Собрать их, конечно, нереально. Ну где хранить, скажем, холодильники или стиральные машины пяти разных производителей? А вот руководства по их эксплуатации много места не занимают», – рассуждает Чеслав Серафинович. Сегодня в коллекции Чеслава Викторовича уже более тысячи разных технических паспортов.

8

…В конце же нашей беседы коллекционер высказал удивительную для меня, как журналиста, просьбу: «Виктория, вы только не пишите быстро этот материал, я очень прошу». Тогда я подумала: «Непонятно это как-то» – но потом поняла: чтобы писать о коллекционере, нужно понять его, настроиться на одну волну. У меня это получилось не сразу (если получилось вообще). Но когда наводила перед Рождеством порядок, рука не поднялась выбросить подписанные от руки открытки, которые во времена отсутствия мобильных телефонов и Интернета нам присылали друзья и знакомые. Перечитала их, поностальгировала и сложила все в шкатулку. Это, конечно, не коллекция, но все-таки память, история нашей семьи.

9

10

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться