Произведения художника из Лиды прижились на улицах Беларуси, России, Польши, Литвы и Украины (фото)

24 Января 2014 4446

Холстом для него является стена, а вместо кисти – баллончик с краской. Евгений Сowek (именно так просил называть себя юноша. – Прим. автора) – художник из Лиды. Он работает в различных сферах искусства. Но предпочтение все же отдает уличному рисунку, или стрит-арту. Его мифические персонажи «прижились» на стенах многих зданий не только в Беларуси, но и за ее пределами – в России, Польше, Литве, Украине.

Как это часто бывает у художников, талант к рисованию у Евгения обнаружился еще в детстве. Он «делился» с листом бумаги всем, что видел вокруг. Именно поэтому родители отдали мальчика в художественную школу. Когда повзрослел, желание быть не зрителем, а непосредственным участником в мире искусства только выросло. И после окончания 17-й школы Евгений сначала поступил в Минское государственное училище имени А. Глебова, затем – в Белорусскую государственную академию искусств. На протяжении всех этих лет он практически не выпускал из рук баллончик с краской, принимал участие в различных выставках, фестивалях стрит-арта, в том числе и международных. На некоторых из них он выступал также в качестве организатора.

В 2011 году Сowek стал одним из организаторов некоммерческого проекта SIGNAL, цель которого – поддержать уличных художников, раскрыть их талант. Руководители SIGNAL организовывают лекции мастеров из разных городов и стран, выставки, акции, круглые столы. Творческое сообщество выпустило первый и пока единственный в своем роде журнал-альманах «Сигнал», в котором рассказывается о стрит-арте в Беларуси, о людях, которые его представляют. Отчасти все это для того, чтобы объяснить окружающим, в большей степени руководителям предприятий и организаций, что стрит-арт – это не нарушение порядка, а один из способов благоустроить город, сделать его красивым и не похожим на другие. А еще это хорошая возможность заинтересовать молодежь и научить анализировать происходящее. Не зря стрит-арт называют еще «умным» искусством. Главное, как подчеркивает сам Сowek, делать все цивилизованно и «с головой». Каждый рисунок должен не только быть обоснован тематически, но и находиться на своем месте. Ведь беспорядочная «мазня», которую некоторые именуют стрит-артом, граффити, только дискредитирует этот вид уличного искусства в глазах общественности.

В прошедшем году в Гомеле стараниями руководителей проекта SIGNAL был организован первый в нашей стране НеФестиваль городских инициатив «Must Act – Must Art!» Забегая вперед, отмечу, что в планах у Евгения Сowekа – провести подобное мероприятие и в Лиде.

2012

 

– Это была акция, в которой приняли участие единомышленники из Гомеля, Витебска, Минска, Пинска и Москвы, – рассказывает Евгений. – С разрешения местных властей мы преобразили шесть фасадов и несколько типовых застроек города.

Для художника это был не первый опыт «сотрудничества» с большой поверхностью. Работать с таким размером всегда ответственно, но и интересно. На стене пятиэтажного дома Евгений изобразил сидящего на коврике, похожем на спил дерева, старца, который держит в руках скворечник. Над головой мужчины парят аисты. Выбор персонажей для своего рисунка художник объяснил увлечением историей и культурой славянских народов, в частности, белорусского. Именно поэтому в его работах столько близких и понятных нам мотивов.

2013

 

– Для меня стрит-арт – это способ привлечь общественность к той или иной проблеме, «рассказать» и наглядно показать всем то, что меня волнует, – комментирует свою работу, которая носит символическое название «Выше неба», Сowek. – Здесь я хотел напомнить людям об ответственности. Мы несем ее за сохранение не только настоящего, но и прошлого, и будущего

оэтому нужно бережно относиться к ресурсам, которые подарила нам природа, ценить и приумножать знания, оставленные нам предками. Иначе будем жить в искусственно созданном мире.

Вовлечь в диалог – одна из главных задач, которую ставят перед собой уличные художники. В отличие от райтеров (художники, которые рисуют в стиле граффити. – Прим. автора), расписывающих стены некими шрифтами и «закорючками», приверженцы стрит-арта преследуют цель не просто обыгрывать окружающую среду, а вложить в свою работу определенную идею. Вторгаясь в повседневность, они заставляют взглянуть на действительность иначе, тем самым приглашая зрителя к разговору. Эти же цели преследуют и живопись, театр, кино. Только в стрит-арте не нужно платить за входной билет, чтобы увидеть то или иное произведение искусства. В этом его доступность.

000015

 

– Техники освоения городского пространства могут быть самыми разными, – продолжает знакомить Евгений Сowek с непонятным для многих миром уличного искусства. – Стрит-арт-художники используют аэрозоль, кисти, валики, акрил, трафареты, постеры, наклейки, подручные материалы. На самом деле «рисовать» можно чем угодно. В парке Минска мы как-то делали скульптуру из листьев, пластиковых бутылок и газеты.

Сейчас Евгений Сowek живет и работает в Минске. Он выполняет заказы по оформлению различных интерьеров, продолжает развивать некоммерческий проект SIGNAL. Есть у лидчанина и мечта. В будущем он хочет открыть школу-студию, где смог бы учить детей рисованию, в том числе и рисованию на поверхностях разных размеров и фактуры. Также он мечтает создать пространство, где можно было бы выставлять работы как начинающих, так и художников со стажем.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться