Подростковая лень: как с ней бороться?

16 Января 2019 765
«Ребенку 12 лет. Стал очень ленив, отказывается выполнять любые просьбы. Учиться приходится заставлять практически силой. Как с этим справиться?»

Марина В.

На вопрос отвечает психолог Татьяна Каральчук.

– Дети в силу своих возрастных особенностей обладают большим запасом жизненной энергии и сил. Подвижность ребенка, его любопытство, проявление им инициативы – важное свидетельство его благополучного психоэмоционального состояния и развития.

Однако нередким становится и проявление пассивности, отказ от деятельности у детей и подростков. И здесь важно понимать индивидуальные особенности ребенка и его жизненный контекст: чем вызвана эта лень? Прежде чем предпринимать какие-либо меры, нужно как следует разобраться в причинах такого поведения.

Лень часто является необходимым периодом восстановления жизненных сил. Так, например, после перенесенной болезни ребенок может проявлять вялость, астению, и его отказ от деятельности скорее свидетельствует о восстановительном периоде. Но если отмечается резкий отказ от деятельности, которой раньше ребенок был увлечен, без видимых, как вам кажется, причин, то это скорее сигнал о том, что на ребенка нужно обратить серьезное внимание.

Причиной детской и подростковой лени также могут быть и страхи перед неудачами, неуверенность в себе. Ребенок попросту может не знать, как что-то сделать, а спросить у учителя или родителя порой боится. Нередко детскую лень провоцирует стресс – изменение состава семьи, переезд, конфликтные ситуации в школе. Отдельной причиной детской лени может быть проявление депрессии.

Чаще всего родители сталкиваются с абсолютным нежеланием ребенка что-либо делать, когда он достигает подросткового возраста. На все предложения родителей и попытки заинтересовать подросток отвечает «не хочу», «не знаю». Одна из причин такой смены поведения – это особенности возрастного «перехода»: детские игры уже неинтересны, а более взрослых увлечений ребенок пока не нашел.

В подростковом возрасте учеба, привычные занятия, выполнение школьных и родительских правил становятся рутиной по сравнению с яркой, насыщенной, динамичной, эмоциональной жизнью, подогреваемой острым гормональным фоном. Бурная эмоциональная жизнь, значимость общения со сверстниками приводят к снижению самоконтроля, неспособности сформировать четкие жизненные перспективы и зачатую способствуют проявлению лени в учебной деятельности, нежеланию трудиться.

Поэтому борьба с ленью должна учитывать ее причины, которые и определят необходимость обращения к специалистам: психологу, психотерапевту или неврологу.

Чего не стоит делать родителям в попытках преодолеть лень подростка?

  • Пытаться убедить фразами, установками: «Не будешь работать – ничего не добьешься».
  • Манипулировать и угрожать наказанием: «Если ты не возьмешься за учебу, мы лишим тебя компьютера».
  • Ожидать, что ребенок резко изменится и будет выполнять свои обязанности как взрослый, ведь огромное количество сил у него уходит на внутреннюю работу в связи со вспыхнувшими гормонами.
  • Не обесценивать предложения подростка, даже если они вам кажутся нелепыми и инфантильными.
Важной помощью со стороны родителей должны стать:

  • обсуждение вместе значимых дел и ситуаций ребенка;
  • осведомленность об эмоциональных событиях;
  • повышенное внимание к детским проблемам и событиям;
  • организация совместной деятельности и увлечений;
  • поиск совместных радостей с ребенком;
  • стимулирование и поощрение ребенка за продуктивную деятельность и малейшие достижения.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться