«Оставить Лиду просто так не смогу». Лучший зальный футболист Беларуси о детстве, любимчиках и ночах в обнимку с кубком

27 Декабря 2018 3476
В первой игре за «Лидсельмаш» Владимир Жигалко отметился забитым мячом. В дебютном для себя сезоне в качестве игрока лидской команды нападающий выиграл с ней первый в карьере чемпионский трофей. Ныне в послужном списке форварда их уже четыре. В текущем году к личным достижениям капитана «Лидсельмаша» добавилось звание лучшего зального футболиста Беларуси. Правда, и этот титул сам игрок считает заслугой всей команды.

– Вова, сейчас ты находишься на пике своей карьеры?

– Не хочу загадывать, но понимание игры стало взрослее: знаю, как нужно двигаться, ставить корпус, замкнуть передачу. Стал сильнее в тактическом плане.

– Каково быть лучшим в стране? Сам так считаешь?

– Это командное достижение, наша общая награда. Посмотрите, с кем я выхожу на площадку, сколько лет мы вместе. Каждый игрок, если хочет расти, должен наблюдать за другими футболистами, неважно, из какого чемпионата. Стараюсь подмечать отдельные элементы, определенные движения, тактические схемы. Но если на тренировке не получается их повторить, не зацикливаюсь.

– Ты уже девять лет играешь в Лиде. Это огромный отрезок твоей карьеры…

– «Лидсельмаш» сыграл в ней большую роль. Особенно в первые годы, когда я играл бок о бок с такими футболистами, как Иванютин, Горбенко, Чибисов, Матюк, да и многими другими. Все из них внесли вклад в мое становление, у них я учился, брал свое. Характер, конечно, у меня непростой... Теперь понимаю, что когда ты моложе, обязательно должен слушать старших, они помогут.

– Как и многие зальные футболисты, ты начинал с большого футбола. Как это было?

– Занимался в «Смене», теперь эта школа относится к ФК «Минск». Начинал в семилетнем возрасте, хотя до этого уже тренировался со старшими братьями, они постоянно брали меня с собой в лагерь. Мой первый тренер – Виталий Белоблоцкий. Папа рассказывал, что он с третьего раза смог дозвониться к нам домой, чтобы пригласить меня на тренировки.

– Твое увлечение спортом – это пример старших братьев?

– В нашей семье все мужчины занимались футболом. Отец, правда, очень рано закончил. Как-то получил бутсой в глаз, и после этого мама (моя бабушка) запретила ему ходить на тренировки. Зато потом он начал отрываться на сыновьях (смеется). В моей семье в сторону от футбола точно не уйдешь.

– Но все же братья пошли по другому пути.

– У старшего был профессиональный контракт. Но, как сказать деликатнее… Его отобрал двор. Сам виноват, теперь об этом сожалеет. Имелись проблемы с дисциплиной, опаздывал постоянно на тренировки.

– Каким было твое детство?

– Центральный район Минска, частный сектор. Детство было обычным, когда есть два старших брата, оно проходит очень легко. Один раз получил по лбу, но потом все сразу поняли, что ко мне лучше не лезть.

– В футболе все получалось на первых порах?

– Да, не знаю почему, но я очень комфортно себя чувствовал на поле. В своей тарелке. До четырнадцати лет в «Смене» я был одним из лучших, потом некоторые возрасты объединили, к нам пришел другой тренер – Вениамин Арзамасцев. А он почему-то не особо любил меня, права на ошибку не давал. Как-то поехали на турнир в Ярославль, а я должен был мячи взять, но где-то оставил их, забыл. Тренер объявил меня врагом народа и не включил в состав. Зато я забил во второй и третьей играх. Помню, тогда он сказал: «Ё-мое, так тебя недооценивал, ошибался…» Но очередной сезон начался, и я снова «присел». У него были другие любимчики. К тому же врачи мне почему-то не очень охотно давали допуск к соревнованиям, говорили, что переутомляю себя. В общем, лицензирование я отыграл, а после ни звонков, ни предложений. Это большой минус Минска, много выпускников, много футболистов...

– И что дальше?

– Нужно было идти учиться. Только куда? Я же учеником был от бога. В кавычках, конечно. Учителя меня понимали, говорили, мол, главное – не мешай другим. А в то время мои братья вместе с друзьями по двору создали команду и подали заявку на участие в чемпионате города по мини-футболу. Поначалу я просто смотрел за поединками, а после и сам начал играть. Тренер «Динамо-БНТУ» приметил моего среднего брата, а уже он посватал в команду «студентов» и меня. Думаю, уже понятно, куда я в итоге поступил? Правда, только со второй попытки. В первый раз не хватило одного балла. Набрал минимум по физике и математике, а вот русский язык не осилил. В общем, команда «Динамо-БНТУ» и стала отправной точкой моей карьеры, хотя и чемпионат города дал очень много.

 – Быстро привык к малому футболу?

– В первом матче против «Дорожника» отыграл всего-то тридцать секунд, а устал так, как будто бы отбегал всю встречу без смен. Через полтора года у нас в команде собралась знаменитая четверка: Колб – Галагуш – Сергиеня – Жигалко. Наколотили мы много…

– Именно тогда тебя и пригласили в «Лидсельмаш»?

– Да, в тот год поступило много предложений. Виктор Тарчило позвонил первым, а спустя некоторое время детально расписал все условия. Хотя определяющим фактором было другое. В двадцатилетнем возрасте я начал привлекаться в сборную страны, поэтому знал многих из тех, кого в свои ряды пригласил «Лидсельмаш».

– Не совсем типичная история для футболиста из Минска. Обычно все стараются остаться в столице.

– Во-первых, в таком возрасте я мало что понимал в жизни. Во-вторых, горел футболом, поэтому не особо важно было, где играть. Теперь живу в Лиде уже девять лет и ничего страшного в этом не вижу. Даже наоборот. Недавно приехал в Минск и испугался от того, сколько людей вышло на меня из метро.

– Какими были первые впечатления от Лиды?

– После первого банкета все сразу стало хорошо. Я там отличился как самый молодой. Наутро зашел в комнату Виктор Константинович, сказал, мол, все нормально, не переживай. Опять же, важным фактором являлось окружение, компания. Скучно в «общаге» – зашел к одному в комнату, потом к другому, с третьим сходил на прогулку и так далее. Да и сам город просто отличный. Батя иногда звонит, говорит: «Ты в Минск вообще приедешь хоть когда-либо?» Отвечаю: «Приеду. Но лучше ты в Лиду». В итоге он чаще у меня гостит.

– Кстати, БНТУ ты окончил?

– Нет, высшее образование получил в другом месте. Мог стать инженером-энергоменеджером, в итоге получил специальность «тренер по футболу». В БНТУ же проучился два года, но в момент, когда начали поступать предложения из других команд, было не до учебы. Думаю, что сессию сдал бы, однако ушел из «Динамо» и меня отчислили. В итоге перевелся в БГУФК, окончил его в прошлом году.

 – Твой первый год в Лиде сразу стал чемпионским…

– Именно. Помню, как спорили с ребятами после, кто стал самым молодым чемпионом страны. Победил Горбенко. Это была сказка. Замечательная атмосфера, никаких претензий. В конце сезона одержали десять побед с разницей в один мяч, а после обыграли МАПИД и оформили чемпионство. Полный зал скандировал: «Лидсельмаш»! Ощущения такие, будто бы я где-то на «Стэнфорд Бридж» забиваю решающий мяч.

– Что потом пошло не так? Смена поколений?

– Да, коллектив поменялся изрядно. Хотя не это главное. Начиналось все неплохо, но после каждого поражения шли собрания. Соответственно атмосфера в команде другая, начались какие-то мелочные претензии. Ко мне какие? Я очень долго сплю, поэтому Константинович заставлял второго тренера – Луферова – меня будить по утрам. Якобы потом я лучше выгляжу на тренировках. Хотя в первый год все было нормально в этом плане, да и теперь сплю, сколько захочу. В общем, плохому танцору сами знаете, что мешает. По игре же все понимали претензии к себе, но лучше от «пихача» никому не становилось. К тому же в тот год впервые внедрили систему плей-офф, многое в которой решалось из-за мелочей: где-то явный пенальти не поставят, где-то сами не забьем… Проигранный полуфинал нас морально убил, и на «бронзовую» серию не хватило сил и эмоций.

– Очередной трофей не заставил себя долго ждать. После каждого чемпионства эмоции разные?

– С каждым разом их становится больше. Понятно, первый титул не забудется никогда. На данный момент я четырехкратный чемпион страны и останавливаться на этом не собираюсь. Летом, когда выиграли финальную серию и приехали из Гомеля, я забрал кубок себе и целую неделю спал с ним в обнимку. Возможно, с возрастом эмоции остывают, но у меня все еще есть силы радоваться любой победе. Тем более чемпионству, к которому ты идешь целый год.

– Нелюбовь тренера в детстве теперь компенсировалась особым вниманием со стороны Виктора Тарчило. Говорят, ты его любимчик.

– Это так ребята прикалываются. Поблажки? Наверное, они есть, если люди со стороны это замечают. Для тренера важно найти подход к любому футболисту, мне же в таком статусе комфортно, хотя в команде хватает любимчиков и кроме меня (смеется).

– Капитанская повязка добавляет уверенности?

– Добавляет собранности, концентрации. Валять дурака и носить на плече капитанскую повязку – это не по мне. Хотя и без нее всегда старался относиться к играм ответственно, поэтому теперь иногда кричу на партнеров по команде, когда они позволяют себе лишнее.

– Ты почти самый младший в команде. Ребята не обижаются на претензии?

– Не будут слушаться меня – значит, тренерский штаб примет другие меры. Понятно, что у каждого свое эго, собственное понимание игры, но указывать на ошибки все равно надо. Наверное, парни меня уважают, раз выбрали капитаном команды. К тому же сам нормально отношусь к претензиям в свой адрес. Как-то в сборной, будучи еще совсем молодым, один раз за пять минут получил мяч и неудачно попытался обыграть соперника. Мне потом так «напихали», что Вовка молча опустил голову и пошел домой. Это нормально.

 – За свою жизнь я видел много замечательных матчей. Но ваша игра в Могилеве с «Витэном» стоит особняком. Какой поединок с собственным участием запомнился тебе больше всего?

– Наверное, этот же. С ним многое связано. Будь та встреча проигранной, половину команды, скорее всего, поменяли бы. С нее началась большая победная серия «Лидсельмаша», в том числе и на международной арене. Крайняя игра с «Витэном» мне также очень понравилась, а еще особняком стоят матчи плей-офф на чемпионате мира среди студентов. Тогда сборная Беларуси завоевала «бронзу». Но с матчем в Могилеве ничто не сравнится. Все о нем до сих пор вспоминают.

– А есть самый запоминающийся гол?

– За «Динамо-БНТУ» пяткой, как Прокопенко, забивал «Витэну», который тогда возглавлял Виктор Тарчило. Это из раннего. Были и еще красивые мячи: «ножницами», «с листа»… Надеюсь, что самый запоминающийся гол у меня еще впереди.

– За тобой по разным городам Беларуси постоянно ездит личная группа поддержки. Это родственники?

– Да, отец, братья, их семьи. В Лиду на матч с «Витэном» и мама приехала. На игры плей-офф и дальние родственники подтягиваются. Я очень благодарен им за это, такая поддержка очень дорога.

– Ты чуть ли не единственный холостяк в команде. В этом отношении какие планы?

– До тридцати лет точно никаких. Хотя если влюблюсь… Пока мне комфортно одному. Был в отношениях, но они закончились. Переживал, потом полностью переключился на футбол. С тех пор больше внимания уделяю спорту, нежели девушкам, которые проявляют симпатию. Возможно, это неправильно и обидно для них, но зато я никого не обманываю, откровенно говорю о своих приоритетах.

– Впереди Новый год. Как отмечаешь этот праздник?

– Последнее время в Лиде. Этот город стал для меня родным. Сюда приезжают друзья, собираемся с одноклубниками, их семьями. Но особо расслабляться некогда, уже 3 января очередная тренировка. Очень хочется выиграть Кубок Беларуси, да и в сборной заявить о себе. Это тоже важная цель для меня.

– Уверен, что у тебя было много выгодных предложений. Что тебя удерживает в Лиде?

– Первое чемпионство, взрослые шаги, отношение к руководству клуба, всему коллективу в целом, к болельщикам. Понимаю, что подведу ребят, если соберусь куда-то. В Лиде все для меня выстроилось замечательно, мне очень комфортно здесь. В то же время не боюсь уйти, если такой вариант будет. В другие команды, конечно, звали, однако я рассматриваю только хорошо обоснованные предложения, с долгосрочными планами. Оставить Лиду просто так я не смогу. Тем более не я один здесь все выигрываю, коллектив для меня многое значит.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться