Может ли быть прав «заяц»?

12 Марта 2018 1215

Анекдоты о контролерах и «зайцах» – на пике популярности во все времена. Вот только задумывались ли мы, что в этой теме, где, как правило, высмеивают «зайцев», не все так смешно? Бывает и грустно. Именно с такими чувствами в редакцию пришел житель Лиды, пенсионер Станислав Адольфович, который, как сам он утверждает, невольно стал «зайцем».

В один из дней он сел в автобус «семерку» и выехал из микрорайона Молодежный. «У меня были талоны – один я достал и пробил, – рассказывает лидчанин. – На остановке «Алми» зашла контролер. Она посмотрела мой талон. «Так вы же старый талон пробили!» – сказала она. И в голосе ее как будто зазвучала радость. После этого она заговорила на повышенных тонах. Я стал извиняться: «Не разглядел, пробил другой талон, вот у меня в кармане есть и новый талон, я случайно достал старый». Я готов был оплатить штраф. Но… Контролер не слушала и повышала голос».

«Я на контролера голос не повышал, – утверждает Станислав Адольфович. – А она все напирала: «Как вы со мной разговариваете?» Тогда не выдержал и я: «Ах так! Тогда я не буду платить!»

Автобус доехал до остановки «Обувная фабрика». Контролер вызвала милицию. На площади Мицкевича наряд уже ждал контролера и «зайца».

– Меня за руки вывели из автобуса, – рассказывает пенсионер. – Многие пассажиры все это видели. «Люди, – обратился к ним я, – вы же слышали все. Чем я ее оскорбил?» Милиционеры стали заталкивать меня в свою машину. Я упирался».

Станислава Адольфовича отвезли в дежурную часть. «И там я не грубил ни милиции, ни контролеру. Сказал только, что не назову своей фамилии и не буду ничего подписывать», – утверждает лидчанин.

***

Спустя несколько дней он пришел в редакцию. Не столько даже с жалобой на контролера (ведь факт уже свершился и сам лидчанин знает, что заплатить придется), сколько с отчаянием. Именно это отчаяние и не позволило ему заплатить штраф, упорно молчать, все отрицать. «Я заплатил бы (деньги у меня были), если бы по-человечески», – говорит лидчанин. По сути, он уже понес наказание. Стресс не добавил и без того больному человеку здоровья.

Мы направили обращение в автопарк №2 и попросили прокомментировать ситуацию. Вот что отвечает нам первый заместитель директора Мечислав Галецкий: «На момент проверки проездных документов данный пассажир предъявил контролеру недействительный талон, который ранее был использован при другой поездке. Согласно ст. 247 «Правил автомобильных перевозок пассажиров», при проезде в автобусе без билета (с недействительным билетом, в том числе не погашенным с помощью устройства для гашения) пассажир должен оплатить проезд и уплатить штраф в соответствии с действующим законодательством. На неоднократные просьбы уплатить штраф на месте он отказался. Согласно ст. 249 «Правил автомобильных перевозок пассажиров», в случае нарушения норм настоящих Правил и отказа от уплаты штрафа, а также невозможности установления личности из-за непредъявления соответствующих документов контролирующее лицо должно обратиться в органы внутренних дел для установления личности и оформления протокола об административном правонарушении. Поскольку лидчанин не предъявил документ, удостоверяющий его личность, пытался применить физическую силу с целью покинуть место совершения административного правонарушения, контролер вынуждена была вызвать наряд милиции».

К слову, автопарк нашел лидчанку, которая, с ее же слов, стала случайной свидетельницей общения между контролером и пассажиром. «Он не подчинялся требованиям контролера предъявить документы, отказался оплатить штраф. Вел себя по-хамски. Когда на конечную остановку прибыли сотрудники милиции, они попросили пройти его в машину, но тот оказал сопротивление».

Как отмечает также Мечислав Галецкий, лидчанин был доставлен в РОВД. После установления личности в отношении него составлен протокол об административном правонарушении. Контролер при исполнении своих служебных обязанностей действовала согласно действующему законодательству. Протокол составлен на законном основании и юридических предпосылок для его отмены нет.

Поскольку уж поднята тема, автопарк №2 просил информировать лидчан об увеличении штрафа за безбилетный проезд до 1 базовой величины при добровольной оплате в течение месяца и увеличении его до 3 базовых величин при принудительном взыскании.

***

Есть претензия – есть ответ. Однако есть в этой ситуации и нечто иное – живые люди. Мы привыкли действовать по схеме: проехал без билета – виноват, нарушитель. Потерял за время поездки талон, засунул куда-то глубоко, случайно пробил старый? Штраф это не отменяет. Можно до хрипоты доказывать, как несправедливы правила, но их заставляют соблюдать, и это правильно!

А контролер в данном случае, как контролирующее лицо, прав… Никто и этого не опровергает. Как и того, что профессия у него очень тяжелая. Даже опасная. На слуху ряд свежих случаев, когда контролеров избивали, распыляли им в лицо перцовый газ. Но…

Ни одна профессия, особенно та, которая предполагает работу с людьми, не отвергает человечности. «Нельзя всех чесать под одну гребенку!» – восклицает наш безбилетник. Действительно, повышенный тон, напористость может вызвать у другого человека ответную аналогичную реакцию. Не мною сказано: где есть конфликт – виноваты оба.

 …Примерно половина всех жалоб – именно от отсутствия понимания и соответствующего отношения. Недоговорили, отмахнулись, а иногда и грубо. Как тут не вспомнить еще одну жалобу. На этот раз – из медучреждения. Пенсионерка пришла стать на очередь на оказание медуслуги, и ей сказали принести конверт (для того чтобы вызвать ее письмом). Когда она попросила в киоске продать ей конверт, у нее спросили какой. Она ответила: «В поликлинику». Ей и дали конверт – который не пошлешь. В поликлинике бабушку отправили за другим конвертом… От отчаяния она больше никуда не пошла, отправила мужа, а он рассказал о ситуации нам. Мелочь – а сколько неприятностей.

Может, стоит быть проще? Вспомнить, что такое доброта (мы забыли о ней напрочь) и по этому ориентиру применять свои должностные инструкции. Конечно, хватает вокруг и хамства. Но для этого есть соответствующие инструменты. А нам все же нужно оставаться чем-то большим, людьми.

Поделиться
1Комментарии
Авторизоваться
img
Дзмітрый Пожаловаться
много написано, но могу сказать - ловители слишком грубы. И ко мне цеплялись раз - типа талончик слишком уж помят...<br />Ну а если они хотят, что бы повторно не били талончики:<br />1) наточите компостеры<br />2) организуйте продажу талончиков везде (у меня по следованию на работу - возможно купить только у водителя, приходится заранее прикупить)<br />3) сделайте как в Минске - на талончике писать время-дату-маршрут и две дырки<br /><br />А вообще, считаю цену завышенной - если надо вдруг на работу не в час пик, то двумя маршрутами с пересадкой это займёт 2-2.5 ч, я пешком за один час дойду - быстрее, только что устану...
16:5512 Марта 2018
Ответить