«Серый» извоз и ныне там

04 Июня 2015 3544

Спорить с тем, что появление маршруток (междугородние частные рейсы) облегчило нам жизнь, никто не собирается. Потому что это действительно так. Не надо идти на вокзал, стоять в очереди за билетами. Не надо вообще никуда идти: звонок-заказ – и забирают почти из дома. Надо сказать, у нас, в провинции, все еще более спокойно и цивильно, а вот однажды пришлось добираться из Минска… так прямо на вокзале меня «атаковали» маршрутчики-бомбилы. «Куда едем? В Лиду? Прямо сейчас повезем! Быстро и недорого. Вон стоит микроавтобус, подождите там...» Меня такая навязчивая реклама несколько покоробила, и поскольку в кассах не было очередей, я отправилась туда за билетом. Как-то спокойней, что ли, когда знаешь, что все официально.

Да и билет мне нужен был для отчета. Но, скажем честно, большинство пассажиров интересует лишь одно – табличка на автобусном стекле с пунктами отправления и прибытия. А уж по правилам везут или без – никто не проверяет, тем более не знает, все ли у водителя в порядке с документами, проходили ли транспортное средство и водитель предрейсовый осмотр, некоторым даже все равно – дадут чек за оплату поездки или нет. Часто оплату вообще принимают в конце рейса и спрашивают: «Вам билет нужен?» Интересно, а если не нужен – в чей карман попадают денежки?..

Вообще, в последнее время часто приходится пользоваться по некоторым причинам общественным транспортом, в том числе междугородним. И что заметила – людей на вокзалах стало значительно меньше, а автобусы с перрона частенько отправляются полупустые. И это касается не только нашего города. Чего не скажешь о маршрутках – в них всегда полный комплект. Отчего так? Может, весь вопрос в ценах? Дабы удостовериться в этом, звоню на Лидский автовокзал и узнаю стоимость билета до Минска – от 45 до 70 тысяч рублей. Уточняю тот же вопрос у маршрутчиков – 60 тысяч. Еще не так давно было 80. Подешевело. Для пассажира это – плюс. Вопрос в другом: что может позволить себе частный перевозчик такого, чего не в состоянии сделать государственный? И есть ли минусы? Попробуем разобраться по-честному.

Когда читала рекламу частных перевозчиков, которые осуществляют междугородние маршруты, меня всегда привлекала и вызывала вопросы одна строка – нерегулярные перевозки. Привлекала потому, что перед тем, как звонить, думаешь: а это как? На экскурсии, что ли? А удивляла потому, что на самом деле перевозки-то – регулярные… Диспетчер всегда называет время отправления, и ездят микроавтобусы по своим маршрутам каждый день по расписанию. Кто пользуется, знает. Исходя из этого, вытекает следующий вопрос: почему тогда не назвать свою деятельность правильно, как есть?

Оказывается, все просто. Вернее, хитро. Как удалось выяснить, за занятия нерегулярными перевозками частники платят единый налог. в Лиде он составляет один миллион 120 тысяч рублей, а «регулярщики» платят около 40 миллионов со ста (примерно месячный доход). Разница ощутима.

Скажете: да какое нам, пассажирам, дело? На первый взгляд, никакого. А на второй…

Однажды моя знакомая запланировала поездку в Минск, где у нее должна была состояться встреча, во время которой надо было передать посылку в Москву через приезжих. Опоздать было нельзя, оговорили точное время, знакомая заказала маршрутку. И… за пару часов до отправления ей позвонили и сообщили, что рейс отменяется из-за малого количества пассажиров. Пришлось человеку в срочном порядке искать машину, платить за дорогу втридорога. Такое, конечно, случается редко, но никто не застрахован. А главное, как выяснилось, – никто ни за что не отвечает. Скажете, пассажир имеет право на точное расписание? Не тут-то было!

Доказывать свои права на обязательность поездки пассажир может только в том случае, если он заранее купил билет. А сделать это возможно только в кассах регулярного автоперевозчика, автобус которого отправится в указанное время даже с одним пассажиром в салоне.

Так все же – почему нельзя называть вещи своими именами? Одну причину уже выяснили – налоги. Их пытаются избежать. Но есть и другие причины.

По правилам, для того чтобы заниматься перевозками на регулярной основе, необходимо выиграть соответствующий конкурс, иметь утвержденный маршрут, расписание, а также договор с автовокзалом. Таких договоров у маршруток, которые вроде как бегают по расписанию, нет. Выходит, нарушается закон? Но разбежка в отправлении в 5-10 минут от указанного времени, говорят юристы, уже не позволяет привлечь перевозчика к ответственности. Заказов, говорят диспетчеры этих компаний, у них много, поэтому, мол, и приходится придерживаться условного времени.

Скажете, конкуренция – это хорошо? Безусловно. Именно из-за конкуренции подешевели билеты у государственного перевозчика. Но она, конкуренция, должна быть честной, иначе все это, в конце концов, может привести к тому, что регулярным перевозчикам просто не на что будет жить, а пассажирам не на чем будет ездить в маленькие города и деревни…

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться