«Серый» извоз и ныне там

04 Июня 2015 2254

Спорить с тем, что появление маршруток (междугородние частные рейсы) облегчило нам жизнь, никто не собирается. Потому что это действительно так. Не надо идти на вокзал, стоять в очереди за билетами. Не надо вообще никуда идти: звонок-заказ – и забирают почти из дома. Надо сказать, у нас, в провинции, все еще более спокойно и цивильно, а вот однажды пришлось добираться из Минска… так прямо на вокзале меня «атаковали» маршрутчики-бомбилы. «Куда едем? В Лиду? Прямо сейчас повезем! Быстро и недорого. Вон стоит микроавтобус, подождите там...» Меня такая навязчивая реклама несколько покоробила, и поскольку в кассах не было очередей, я отправилась туда за билетом. Как-то спокойней, что ли, когда знаешь, что все официально.

Да и билет мне нужен был для отчета. Но, скажем честно, большинство пассажиров интересует лишь одно – табличка на автобусном стекле с пунктами отправления и прибытия. А уж по правилам везут или без – никто не проверяет, тем более не знает, все ли у водителя в порядке с документами, проходили ли транспортное средство и водитель предрейсовый осмотр, некоторым даже все равно – дадут чек за оплату поездки или нет. Часто оплату вообще принимают в конце рейса и спрашивают: «Вам билет нужен?» Интересно, а если не нужен – в чей карман попадают денежки?..

Вообще, в последнее время часто приходится пользоваться по некоторым причинам общественным транспортом, в том числе междугородним. И что заметила – людей на вокзалах стало значительно меньше, а автобусы с перрона частенько отправляются полупустые. И это касается не только нашего города. Чего не скажешь о маршрутках – в них всегда полный комплект. Отчего так? Может, весь вопрос в ценах? Дабы удостовериться в этом, звоню на Лидский автовокзал и узнаю стоимость билета до Минска – от 45 до 70 тысяч рублей. Уточняю тот же вопрос у маршрутчиков – 60 тысяч. Еще не так давно было 80. Подешевело. Для пассажира это – плюс. Вопрос в другом: что может позволить себе частный перевозчик такого, чего не в состоянии сделать государственный? И есть ли минусы? Попробуем разобраться по-честному.

Когда читала рекламу частных перевозчиков, которые осуществляют междугородние маршруты, меня всегда привлекала и вызывала вопросы одна строка – нерегулярные перевозки. Привлекала потому, что перед тем, как звонить, думаешь: а это как? На экскурсии, что ли? А удивляла потому, что на самом деле перевозки-то – регулярные… Диспетчер всегда называет время отправления, и ездят микроавтобусы по своим маршрутам каждый день по расписанию. Кто пользуется, знает. Исходя из этого, вытекает следующий вопрос: почему тогда не назвать свою деятельность правильно, как есть?

Оказывается, все просто. Вернее, хитро. Как удалось выяснить, за занятия нерегулярными перевозками частники платят единый налог. в Лиде он составляет один миллион 120 тысяч рублей, а «регулярщики» платят около 40 миллионов со ста (примерно месячный доход). Разница ощутима.

Скажете: да какое нам, пассажирам, дело? На первый взгляд, никакого. А на второй…

Однажды моя знакомая запланировала поездку в Минск, где у нее должна была состояться встреча, во время которой надо было передать посылку в Москву через приезжих. Опоздать было нельзя, оговорили точное время, знакомая заказала маршрутку. И… за пару часов до отправления ей позвонили и сообщили, что рейс отменяется из-за малого количества пассажиров. Пришлось человеку в срочном порядке искать машину, платить за дорогу втридорога. Такое, конечно, случается редко, но никто не застрахован. А главное, как выяснилось, – никто ни за что не отвечает. Скажете, пассажир имеет право на точное расписание? Не тут-то было!

Доказывать свои права на обязательность поездки пассажир может только в том случае, если он заранее купил билет. А сделать это возможно только в кассах регулярного автоперевозчика, автобус которого отправится в указанное время даже с одним пассажиром в салоне.

Так все же – почему нельзя называть вещи своими именами? Одну причину уже выяснили – налоги. Их пытаются избежать. Но есть и другие причины.

По правилам, для того чтобы заниматься перевозками на регулярной основе, необходимо выиграть соответствующий конкурс, иметь утвержденный маршрут, расписание, а также договор с автовокзалом. Таких договоров у маршруток, которые вроде как бегают по расписанию, нет. Выходит, нарушается закон? Но разбежка в отправлении в 5-10 минут от указанного времени, говорят юристы, уже не позволяет привлечь перевозчика к ответственности. Заказов, говорят диспетчеры этих компаний, у них много, поэтому, мол, и приходится придерживаться условного времени.

Скажете, конкуренция – это хорошо? Безусловно. Именно из-за конкуренции подешевели билеты у государственного перевозчика. Но она, конкуренция, должна быть честной, иначе все это, в конце концов, может привести к тому, что регулярным перевозчикам просто не на что будет жить, а пассажирам не на чем будет ездить в маленькие города и деревни…

Поделиться
6Комментарии
Авторизоваться
img
Сергей В Пожаловаться
Нужно было обращать вовремя внимание на проблемы "регулярных" перевозчиков. Когда они были монополистами, приходилось в Минск ездить и стоя, и на убитых сквозящих Неманах, и куча неприятных нюансов, о которых все забыли пересев на маршрутки. Не так давно, если помните, и такси в Лиде славилось своей ценой. Было время, когда маршрут Индустриальный - Вокзал стоил 100 тыс, при том что с вокзала до Минска можно было добраться до 80. Если в Минске надо быть в 8 (к первой паре), то возникало 2 проблемы, транспорта в это время может не быть, а поскольку выезд в 5.30-6, то автобус не вариант. В итоге поездка обходила гораздо дороже. А маршрутка забирает под домом - удобно. Я помню еще первых маршрутчиков, которые работали по одиночке, без диспетчера. На вокзале кругом грубят, на кассе очередь, набряжение, "по прибытию", билетов нет, война за очередь, цербер-кассир, водитель с поперосой лихач на убитом автобусе. Звонишь ИП Миколайчик - если нет мест, порекомендует с кем можно добраться, все вежливо и четко. Под домом заберут, в удобном месте высадят. Да банально - вежливость, человеческое отношение. Вот тогда нужно было статьи писать, срамить автовокзалы за неповоротливость, а не спустя 7 лет, спохватившись, писать агит-статьи, и призывать вернуться к совку, в отсутствии здравого смысла. <br />Теперь всегда для частых гостей из Минска, заказываю "Лидская Стрела", - частые рейсы, билеты для отчетности тоже нужны - дают всегда, машины комфортабельные. Приведите мне хоть один логичный довод, отказаться от качественных услуг, в пользу вокзала, который что-то там гарантирует. Ах да, гарантирует. Одногрупник попал в аварию как-то, еще на втором курсе, вернули, с 3 раза часть стоимости, куча бюрократии. За маршрутку платишь по приезду, и им репутация дороже чем водителю с вокзала.
09:474 Июня 2015
Ответить
img
что за "вброс" ? непонятный.. садись в паровоз и едь себе 5 часов!!!
08:095 Июня 2015
Ответить
img
Валентин Пожаловаться
<blockquote name="Lion_l">что за "вброс" ? непонятный.. садись в паровоз и едь себе 5 часов!!!</blockquote><br />Ну, во-первых, не 5, а от 2:50 до 3:15. Во-вторых благодаря бюджетным поездам и дешевым билетам автопарка за 50 тыс маршрутки и скинули цены с 80 до адекватных 60. Наверно, дошло, что зарабатывать надо не на высоких ценах, а на количестве оборотов за приемлемую цену. Плюсы и минусы есть как у автобусов, так и маршруток: в автобусах больше место и есть отделение для багажа, в маршрутке же более трех чемоданов - уже проблема. Рейсов автобусов очень мало - всего три, а маршрутки ходят каждый час. Автобусы соблюдают скоростной режим, маршрутки могут ехать со средней скоростью 130 - ехал так однажды, думал не доеду. Так что разнообразие рынка - это плюс для пассажира и головная боль для перевозчиков.
16:565 Июня 2015
Ответить
img
Да я согласен когда стали полностью вытеснять этот савок так стали переодично появляться заказнные статьи о райских услугах автопарка. Да посматрите какие драндулеты хотя и новые выходят в рейс. И не правда про багажные отделения сколько раз пользовался рейсом на 6.10 утра там и в помине нету багажного отделения. Сами кресла рассчитанны на карликов. Узкие, растояние между креслами нет ноги хоть забрасывай на впереди сидящего. На ухабах " кишки вылазят". А вот я согласен автоперевозчик "Лидская стрела" не подвели. Диспечер выберет вам ниболие удобное время. Машины удобнные и комфртабельные забирают почти с подъезда. Так кого я выберу?
16:3012 Июня 2015
Ответить
img
<blockquote name="Лешек">Да я согласен когда стали полностью вытеснять этот савок так стали переодично появляться заказнные статьи о райских услугах автопарка. Да посматрите какие драндулеты хотя и новые выходят в рейс. И не правда про багажные отделения сколько раз пользовался рейсом на 6.10 утра там и в помине нету багажного отделения. Сами кресла рассчитанны на карликов. Узкие, растояние между креслами нет ноги хоть забрасывай на впереди сидящего. На ухабах " кишки вылазят". А вот я согласен автоперевозчик "Лидская стрела" не подвели. Диспечер выберет вам ниболие удобное время. Машины удобнные и комфртабельные забирают почти с подъезда. Так кого я выберу?</blockquote><br />Я бы Вам посоветовал выбрать учителя русского языка...
20:4512 Июня 2015
Ответить
img
и да она вообще не знает законов а пишет! например регулярные рейсы это совершенно другое! регулярным рейсом является езда по запланированному времени к примеру в 6 часов и каждый день а они так не ездят при этом это не фирмы! а все разные хозяева и от количество пробитых билетов не чего не зависит у них единый налог!!! меня бесят люди которые не чего не знают и пишут брет тем самым вводят в заблуждение других людей!!!
18:383 Января 2018
Ответить