Нарушения питания берут свое начало в детстве и порой остаются на всю жизнь

19 Августа 2021 1937
«Добрый день! Мой вопрос связан с проблемами в питании сына. Ему 7 лет. С самого детства еда была для нас главным стрессом. Любой прием пищи сопровождался криком и слезами. Причем проблем со здоровьем в этой части у него нет. По крайней мере, обследования ничего не показывают. Думали, перерастет, но и по сей день проблема не исчезла. Он проявляет крайнюю избирательность в еде – ест только ограниченный набор продуктов, а новое пробовать отказывается категорически. Иногда пытается что-то попробовать, но если еда ему не нравится, сразу крик и слезы. Нам посоветовали обратиться к психологу. Подскажите, что делать».

Илона.

На вопрос отвечает психолог Татьяна Каральчук:

– Подавляющее большинство родителей переживает по поводу того, что и как едят их дети. Действительно, правильное питание – залог здоровья. И причина родительских переживаний как раз берет свое начало в желании вырастить детей здоровыми. Ведь нарушения питания берут свое начало в детстве и порой остаются на всю жизнь.

К нарушениям пищевого поведения относятся: недостаточное питание, приводящее к истощению организма; необоснованная избирательность в еде; чрезмерное поглощение пищи, при котором, напротив, возникают проблемы с лишним весом; а также зависимость от постоянного жевания чего-нибудь вкусненького, что тоже несет вред здоровью.

Если говорить об избирательности ребенка в еде, то под ней подразумевается отказ от употребления в пищу определенных продуктов, который может принимать формы существенного ограничения рациона (в некоторых случаях – до 5 продуктов). К сожалению, эта проблема сегодня выявляется не так уж и редко. С 2013 года в «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам» даже появился соответствующий диагноз – «Расстройство, связанное с избеганием/ограничением приема пищи».

В большинстве случаев, когда избирательность в еде носит явно болезненный характер и мешает ребенку нормально существовать в обществе, необходимо комплексное сопровождение, включающее наблюдение у невролога (а в некоторых случаях и психиатра), диетолога и других врачей, которые смогут исключить соматические заболевания, ведущие к появлению избирательности (например, гастроэнтеролога), а также работу психолога.

Что касается работы психолога с такими клиентами, то она достаточно сложна и включает не только работу непосредственно с ребенком, но и работу с его родителями. Основные методы, применяемые в таких случаях, следующие:

Методы поведенческой терапии (лучше всего подходят, если не изменена чувствительность, но есть определенная закрепившаяся в поведении избегающая реакция).

• Подкрепление в случае, когда ребенок пробует какой-либо новый вид пищи. Например, можно завести специальную «Доску почета» (или «тарелку славы»), куда наклеивать либо изображение того продукта, который ребенок попробовал, либо просто интересную для ребенка наклейку. Этот способ будет усиливать желательное поведение – пробовать что-то новое. В поведенческой психотерапии такой способ называется «позитивным усилением», когда мы усиливаем поведение через позитивные с точки зрения ребенка последствия. В данном случае позитивным последствием будет эмоциональное поощрение.

• Игнорирование нежелательного поведения (криков, истерик, ухода из-за стола или разбрасывания пищи). Этот подход назван «негативным ослаблением». Ребенок не получает позитивных с его точки зрения последствий (например, не добивается того, чтобы ему дали только вкусное и перестали предлагать то, чего он не хочет), и его нежелательное поведение ослабевает без подкрепления.

Сенсорно-интегративные методы, направленные на расширение рациона и изменение чувствительности.

• Развивающая работа, направленная на дифференциацию разных видов чувствительности. Это позволит постепенно отделить восприятие качеств объекта друг от друга, и ребенок сможет не распространять свое негативное отношение на весь объект (например, поймет, что зеленый и горький – это совершенно разные, не связанные друг с другом свойства).

• Специальные игры, направленные на развитие глубокой чувствительности рта и подвижности всех составляющих жевательно-глотательного аппарата. 

• Некоторым детям проще пробовать новую пищу, если перед этим снизить чувствительность вкусовых рецепторов (например, дать пососать ребенку кубик льда).

Психотерапевтические методы.

• Индивидуальная психотерапия. Необходима, когда избирательность идет в контексте тревожного поведения, или в тех случаях, когда ребенок пережил травматический опыт, связанный с едой. В работе при этом могут использоваться:

- специальные пособия, помогающие ребенку научиться справляться со стрессовыми ситуациями, связанными с едой, создать позитивный настрой (позитивные ритуалы, помогающие попробовать новую еду) с помощью специальных сказок, песен;

- привлечение любимых героев, которые сами пробуют новую еду;

- повышение мотивации и ослабление негативной эмоциональной окраски приема пищи через игры с едой, совместное приготовление еды, специальное забавное оформление процесса еды, поддержание усилий ребенка («тарелка славы»);

- использование любимой еды в качестве награды за то, что съел что-то новое;

- очень важно, чтобы сам процесс приема пищи был как можно более позитивным, поэтому никаких скандалов, конфликтов, ссор в этот период быть не должно, если родители хотят помочь ребенку справиться с избирательностью в еде.

• Семейная психотерапия. Необходима, например, когда пищевое поведение служит способом манипуляции родителями и ведет в основном к тому, что ребенок ест только вкусненькое. Сладость иногда используется родителями как способ успокоить раздраженного ребенка и служит позитивному усилению нежелательного поведения. В частности, психолог может использовать анализ поведения родителей с целью выявить типичные ситуации, когда нежелательное поведение подкрепляется взрослыми, и предложить способы изменения воспитательных приемов.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться