В Лидском районе ведется работа по улучшению местных автомобильных дорог. Что уже сделано? Какие планы на будущее?

11 Августа 2021 4091
Транспортная инфраструктура Беларуси продолжает развиваться, решается задача полностью удовлетворить потребности экономики и общества в транспортных связях. В республике реализована Государственная программа по развитию и содержанию автомобильных дорог Республики Беларусь на 2017-2020 годы. Разработана и принята Государственная программа «Дороги Беларуси» на 2021-2025 годы.

В соответствии с названными документами ведется работа по улучшению транспортно-эксплуатационного состояния местных автомобильных дорог в Лидском районе. Что уже сделано? Какие планы на будущее? Редакция «Лідскай газеты» пригласила к беседе руководителя ДРСУ-157 КУП “Гроднооблдорстрой” Янину Прокопчик.

– Основная сеть местных дорог Лидского района сформирована более 40 лет назад, – рассказывает Янина Чеславовна. – Когда в 1963 году образовалось ДРСУ, в районе было всего 200 км дорог, из них только 25 км – гравийных, 11 км – булыжные и 164 км – грунтовые. С этого периода начала развиваться сеть местных дорог. В истории развития можно выделить несколько этапов. С 1963 по 1975 год быстрыми темпами строились дороги с твердым покрытием, в частности, 24 км с асфальтобетонным покрытием, 156 км гравийных. С 1981 года интенсивно проводилось устройство асфальтобетонных покрытий, к 1994 году с таким покрытием насчитывалось 70% обслуживаемых местных дорог. Все грунтовые дороги были перестроены в гравийные. На балансе ДРСУ к этому времени находилось 300 км дорог.

Автомобильные дороги всегда имели большое значение для экономики государства, и, в соответствии с Государственной программой «Дороги Беларуси» на 1997-2005 годы, нашей организации для обслуживания передали от сельхозпредприятий 350 км внутрихозяйственных дорог. Протяженность сети увеличилась в 2 раза.

Почему на уровне республики появилась необходимость придать новый импульс развитию и ремонту сети местных дорог?

– К сожалению, с 2009 по 2012 год темпы ремонта местных дорог резко упали. Например, в 2012 году по Лидскому району было заасфальтировано менее 1 км и отремонтировано только 5 км гравийных дорог. Вместе с тем в 90-2000-е годы увеличиваются транспортные нагрузки, дороги стареют, покрытия изнашиваются, дефектность не уменьшалась даже в летний благоприятный строительный период. Состояние сети местных дорог республики было рассмотрено на самом высоком уровне.

В соответствии с поручением главы государства была разработана Государственная программа по развитию и ремонту местных автомобильных дорог на 2017-2020 годы.

Что удалось сделать в рамках реализации данной программы в Лидском районе?

– В ходе реализации программы по нашему району отремонтировано 78,6 км дорог, в том числе прирост асфальтобетонных покрытий составил 9,9 км (это участки автодорог Островля – Далекие – Палубники (5,2 км), Бердовка – Докудово – Пески (3 км), Боярки – Ванги – Песковцы (1,7 км)). Произведен ремонт 47 км дорог с устройством новых асфальтобетонных покрытий, а также ремонт 22 км гравийных дорог.

При выборе перечня автомобильных дорог для ремонта приоритет отдавался дорогам с высокой интенсивностью движения автотранспорта, где осуществляется маршрутное автобусное движение и наиболее изношено покрытие. В программу были включены участки автодорог Мыто – Ваверка – Василишки (12 км), Ваверка – Заболоть (4,9 км), Бердовка – Докудово – Пески (10 км), Можейково – Радивонишки – Белогруда (6 км), Дайнова – Дитва (6,4 км), Горни – Широкое (2 км), Белица – Песковцы – Дуброво (5 км) и другие.

Благодаря реализации государственной программы улучшилось состояние покрытия важнейших направлений, связывающих Лидский регион с соседними районами.

 Слева – подъезд к поселку Первомайский. Справа – участок дороги Мыто – Новоселки – Рулевичи.

– Каким образом сеть местных дорог Лидчины поддерживается в удовлетворительном состоянии? Насколько я знаю, в последние годы при обустройстве и ремонте дорог начали применяться новые технологии.

– Основная цель новых технологий – продление срока службы асфальтобетонных покрытий. Одна из самых распространенных – устройство защитных слоев по технологии «Сларри-Сил». Ремонт проводится холодными литыми асфальтобетонными смесями, в состав которых входят битумная эмульсия, щебень, цемент, вода. В результате происходит удешевление стоимости объектов, что позволяет направить средства на увеличение ремонтируемых километров дорог. Вместе с тем сохраняются и улучшаются технико-эксплуатационные характеристики покрытий. За последние 5 лет, в 2017-2021 годах, в Лидском районе такая технология применена на 39,4 км дорог, или на 80% из 48,8 км отремонтированных асфальтобетонных покрытий.

Также в последние годы на участках двух дорог (Бердовка – Докудово – Пески и Нетечь – Сухвальня) устроено однослойное асфальтобетонное покрытие как мера по предупреждению износа дорожных одежд переходного типа (т. е. гравийных). 

Хороший индикатор состояния дорог – это объем ямочного ремонта. Чем старше покрытие, тем больше дефектов весной. В результате обновления покрытий за счет госпошлины за участие в дорожном движении за 2017-2020 годы объем ямочности на сети местных дорог нашего района сократился.

ДРСУ устраняет дефекты асфальтобетонного покрытия (в первую очередь критические) круглый год. Зимой применяем складируемые органоминеральные смеси, летом – горячую асфальтобетонную смесь и метод пропитки, а с приобретением установки для ямочного ремонта производства ООО «БелИрмашСтрой» – струйно-инъекционный метод (к слову, с самой низкой стоимостью ремонтных работ).

На сегодняшний день с ограниченной несущей способностью дорожного покрытия до 6 т на ось в Лидском районе эксплуатируется 358 км дорог, в т. ч. 304 км гравийных и 47 км грунтовых. Их эксплуатационное состояние поддерживается профилактическими работами. Работы по профилированию гравийных и грунтовых дорог проводятся в соответствии с регламентом видов работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования и их цикличностью выполнения: по нормативу 4 раза в год. Весь комплекс выполнения работ по ремонту и содержанию дорог направлен на поддержание удовлетворительного транспортно-эксплуатационного состояния сети местных дорог.

Какими показателями сегодня характеризуется сеть Лидского района, которая сейчас находится на обслуживании ДРСУ-157?

– Сегодня на обслуживании ДРСУ находятся 162 дороги Лидчины протяженностью 650,6 км, что составляет 6,2% от сети дорог Гродненской области. Из них 38% – асфальтобетонные, 7% – цементобетонные, 47% – гравийные, 7% – грунтовые.

Развитие сети характеризует такой показатель, как плотность дорог с капитальным (цементобетонным) и усовершенствованным (асфальтобетонным) покрытиями на 1 000 кв. км. По Гродненской области этот показатель составляет 368 км, по нашему району он выше среднеобластного – 382 км, у наших соседей – в Ивьевском районе – 354 км, в Щучинском – 389 км, в Дятловском – 361 км.

На обслуживаемых ДРСУ автодорогах находятся 17 мостов общей протяженностью 351 м п., около 900 водопропускных труб общей длиной более 10 тыс. м п., 172 автобусные остановки (на 76 из них установлены автопавильоны), более 4 тыс. дорожных знаков. На всей сети автомобильных дорог в период подготовки к летней эксплуатации производятся ремонт и покраска элементов обстановки. 

К сожалению, есть проблемные вопросы. Много времени приходится тратить на уборку мусора. Пользователи дорог зачастую неуважительно относятся к труду дорожников: выбрасывают мусор вдоль дорог, а дачники садоводческих товариществ, которые размещаются вблизи деревень Новоселки, Пески, Татарцы, Доржи, даже оставляют мешки бытового мусора на автобусных остановках, несмотря на то что на посадочных площадках установлены урны для мелкого мусора. В последнее время участились случаи хищения металлических оцинкованных стоек и дорожных знаков на дорогах Мыто – Ваверка, Дайнова – Дитва, Ваверка – Заболоть. Поисками виновных занимается РОВД. Также есть случаи повреждения стен автопавильонов надписями и развешиванием рекламы, что портит стены и внешний вид сооружений и противоречит Закону Республики Беларусь «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности».

Теперь, пожалуйста, подробнее о Государственной программе «Дороги Беларуси» на 2021-2025 годы. Что ее реализация может принести Лидскому району?

– С 2021 года финансирование работ на местных автомобильных дорогах проводится в рамках реализации Государственной программы «Дороги Беларуси» на 2021-2025 годы. Основными источниками финансирования запланированы областной и республиканский бюджеты.

В соответствии с перечнем автодорог, требующих первоочередного ремонта, по Лидскому району в ближайшие пять лет необходимо отремонтировать более 100 км дорог. В программу включен ремонт отдельных участков следующих автомобильных дорог: Гуды – Верх-Лида, Крупово – Евсеевичи, Эйтуны – Мигуны, Дворище – Слижи – Леваши, Ваверка – Радивонишки – Ходоровцы – Паперовцы, Дылево – Паперня – Серафины, Лида – Радунь, Можейково – Радивонишки – Белогруда, Мыто – Ваверка – Василишки, Белица – Песковцы – Дуброво, проезд до аг. Белица, Цацки – Белица, Реклевцы – Белогруда, Лозяны – Осово, Конюшаны – Люборы – Дитрики, Селец – Гончары – Доржи, подъезд к д. Красное и других.

Также в программу «Дороги Беларуси» включен капитальный ремонт моста через реку Дитву, вблизи деревни Белогруда, на автодороге Можейково – Радивонишки – Белогруда, протяженностью 56,5 м п.

Надо сказать, что в текущем, 2021, году в Лидском районе, в соответствии с утвержденным перечнем, уже отремонтированы участки автомобильных дорог подъезд к поселку Первомайский, Мыто – Новоселки – Рулевичи, Нетечь – Сухвальня, Новицкие – Бернути. Планируется до конца года устройство нового асфальтобетонного покрытия на участке автомобильной дороги Едки – Дубровня – Тябы, проходящей по деревне Дубровня, в т. ч. с устройством пешеходной части. В планах на этот год – капитальный ремонт участка дороги Гуды – Верх-Лида.

Также на обслуживании ДРСУ-157 находится ряд улиц сельских населенных пунктов, протяженность их по Лидскому району составляет 129,8 км. За 2016-2020 годы было отремонтировано 7,6 км. В текущем году все выделенные средства направляются на содержание улиц: проводится подсыпка гравийных и ремонт асфальтобетонных. Такие работы проводились в населенных пунктах Минойты, Малейковщизна, Селец, Чеховцы, Мотевичи, Бутилы, Островля и других.

В заключение хотелось бы отметить: потребности в строительстве новых дорог в Лидском районе нет, сеть развита хорошо, к каждому сельскому населенному пункту есть подъезд. Задача нашей организации – обеспечить сохранность и ремонт существующих местных автомобильных дорог, на что и направляются все наши усилия.
Поделиться
1Комментарии
Авторизоваться
img
Андрей Лисичкин Пожаловаться
"В текущем году все выделенные средства направляются на содержание улиц: проводится подсыпка гравийных и ремонт асфальтобетонных. такие работы проводились в населенных пунктах Минойты, Малейковщизна, Селец, Чеховцы, Мотевичи, Бутилы, Островля и других.

Конкретно по Мотевичам, может что и проводилось, но жители этого не заметили, да и покрытие по Центральной улице "как будто вчера война". Видимо денег и энтузиазма хватило на установку знака "неровная дорога"
08:5816 Августа 2021