Для чего лидские летчики летают за «партой»?

24 Февраля 2021 1089

До недавней поры словосочетание «учебная парта» в моем воображении вызывало лишь одну ассоциацию – предмет школьной мебели, а именно – письменный стол. Но, оказывается, есть у «учебной парты» и другое значение. Так на профессиональном сленге авиаторов называют авиатренажер, который представляет собой кабину самолета, состоящую из оригинальных компонентов. И садятся за «учебную парту» не только курсанты авиационной академии, ни разу не взмывавшие в небо, но и настоящие асы воздушного пространства.

Будущие летчики на тренажере учатся летать, а их коллеги-профессионалы доводят последовательность движений до автоматизма, перед каждым полетом отрабатывая их сперва на земле, и уже только потом выполняют поставленные перед летчиком учебно-боевые задачи в небе. Именно тренажер помогает освоить управление стальной птицей, так сказать, приручить ее и обуздать. Но зато какие завораживающие красотой и совершенством маневры многотонная машина будет послушно выполнять потом в воздухе, когда алгоритм нужных действий выполняется летчиком почти рефлекторно! 

Когда видишь, как лидские авиаторы в небе над Южным выполняют фигуры высшего пилотажа – бочку, полубочку, петлю Нестерова, вираж, переворот, штопор, пикирование  и другие, – забываешь про все дела и с неподдельным интересом наблюдаешь за виражами крылатой машины. Не менее завораживающее зрелище – групповые полеты самолетов. Лидчане неоднократно становились их очевидцами при подготовке к парадам войск Минского гарнизона, проводимых в ознаменование государственных праздников – очередных и юбилейных Дней Победы и Дней Независимости Республики Беларусь, различных показательных выступлений... 

Отметим, что в небе нет времени на раздумья. Самолет не автомобиль – его не припаркуешь, где вздумается, чтобы выйти покурить или проверить, а что это где-то там стучит. Как и нет права на ошибку: аварии в небе обходятся слишком дорого, а порой заканчиваются масштабными трагедиями. Поэтому так важно сесть в кабину самолета максимально подготовленным, обученным правильным действиям в любой возможной ситуации.

И именно поэтому всем полетам и крутым виражам в небе предшествует полет... за  «учебной партой». Что же она собой представляет? Это не что иное, как кабина самолета, а также установленная вокруг нее система проекторов и мониторов, которая создает пространство виртуальной реальности для пилота. На авиационном тренажере посредством аппаратно-программного комплекса имитируются динамика полета и работа систем  воздушного судна. 

Кабина тренажера напичкана различными оригинальными приборами. Просто глаза разбегаются от огромного количества сосредоточенных в ней разноцветных кнопочек, тумблеров, рычажков, информационных табло. К примеру, в кабине тренажера самолета Л-39, за работой которого мне довелось понаблюдать, на приборной доске только светящихся, по виду напоминающих автомобильные спидометры приборов я насчитала 16 штук. Есть среди них барометрический и радиовысотомеры, указатели скорости, дальности, поворота и скольжения, указатели давления топлива, оборотов двигателя, температуры его выходящих газов, радиокомпас и другие.

И вот за штурвалом тренажера гвардии капитан Николай Шахнович. Николай Валентинович – летчик молодой, окончил авиационный факультет Военной академии Республики Беларусь в 2017 году. В Лидской авиабазе служит четвертый год, однако уже этим летом будет передавать свой опыт управления воздушным судном курсантам-летчикам своей альма-матер.

Николай запускает комплексный тренажер самолета Л-39С. Под управлением капитана тот послушно «выходит на взлетную полосу» и набирает скорость, о чем сообщает появившаяся на огромном панорамном экране, все чаще мелькающая аэродромная разметка. Затем звук летательной машины изменяется: самолет «отрывается от земли» и начинает «набирать высоту» (на самом деле никто, конечно, никуда не летит, КТС Л-39С находится в специально оборудованном классе учебного корпуса). Но панорама на экране свидетельствует о том, что мы уже в воздухе: перед нами вид «полей, лесов и рек», а также населенных пунктов сверху, такой, каким мы его видим при полете из иллюминатора. Кстати, картографические пейзажи, всплывающие перед летчиком на экране, привязаны к нашей местности. Вот перед нами Лида и ее окрестности с высоты птичьего полета: слева – Новоселки, справа – Дубровня. 

И вдруг картинка перевернулась. Внизу – небо, над ним – земля. «Неужели летчик потерял управление?» – промелькнула тревожная мысль в голове. Оказалось, что нет. Просто Николай Валентинович выполнил на «летающей парте» фигуру сложного пилотажа – бочку. Полет, надо заметить, авиатренажер имитирует весьма правдоподобно, не зря его также называют симулятором. И даже не находясь в кабине самолета, а стоя рядом и со стороны наблюдая за полетом, под воздействием видеоряда начинаешь терять ориентацию в пространстве, а заодно и... равновесие.

Спустя какое-то время на экране вновь появилась взлетная полоса. Самолет «пошел на снижение» и плавно «приземлился». В чартерных рейсах в этот момент счастливые пассажиры обычно аплодируют экипажу воздушного корабля за благополучный полет и мягкую посадку. В данном же случае таким образом восхищение мастерством пилота выразила автор данного материала.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться