Таким пациентам нужна поддержка. В Лиде работает клубный дом, где помогают людям с психическими расстройствами

01 Декабря 2020 2773

Психическое расстройство… У большинства услышавших эту фразу возникнет жуткий образ человека, опасного для себя и для общества, размахивающего руками, несущего несуразицу. От тех, кому ставят тяжелые диагнозы (например, «шизофрения», «биполярное расстройство»), отворачиваются, их стесняются, боятся. Их «клеймят», навешивая ярлыки.


Понимая, что не такой, как все, человек с психическим заболеванием начинает вести себя отчужденно, замыкается в себе. Бывает, что люди месяцами и даже годами не выходят из квартиры. Таким пациентам нужна поддержка. И в нашем городе она есть. Журналист «Лідскай газеты» посетил клубный дом, который обеспечивает социально-психологическую поддержку и реабилитацию, помогает наладить связь с миром тем, кто ежедневно борется со своим вторым «я». 

Расстройствами психики страдает каждый четвертый-пятый житель планеты. А каждый второй человек имеет риск заболеть этими недугами. Депрессия находится на втором месте в мире по распространенности после сердечно-сосудистых заболеваний. Однако, по данным Всемирной организации здравоохранения, через несколько лет психические расстройства выйдут в лидеры и станут одной из главных причин нетрудоспособности. Для Беларуси данная проблема также актуальна.

Например, в Лидском районе под диспансерным наблюдением состоит около 1400 человек старше 18 лет.

Лида – один из четырех городов в нашей стране, где сегодня действуют клубные дома (они также есть в Минске, Бресте и Витебске). В нашем городе эта уникальная служба появилась менее полугода назад благодаря поддержке, заинтересованности управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома. Лидский клубный дом тесно сотрудничает с областной психоневрологической больницей «Островля», Лидским домом-интернатом для психоневрологических больных и психонаркологическим диспансером.  

– Специалисты понимают: медикаментозного лечения недостаточно. После больницы, находясь в состоянии ремиссии, пациенту зачастую сложно самостоятельно вернуться к прежней жизни, адаптироваться в обществе. Наш центр и есть та самая рука помощи, поэтому врачи рекомендуют нас, дают контакты, – объясняет, в чем заключается партнерство, руководитель Лидского клубного дома Анна Саук. – Клубный дом – единственное место в Лиде, куда люди с психическими расстройствами могут прийти пообщаться, преодолеть страхи или панические атаки, выйти из депрессивного состояния, восстановить утерянные из-за болезни качества или научиться чему-то новому, а нередко просто побыть не в одиночестве. Также за консультацией могут обратиться родственники и близкие люди членов клубного дома.

Чтобы посещать центр, необходимо соблюдать следующие условия: быть совершеннолетним, принимать лекарства и иметь справку о стабильном состоянии. Сегодня в клубном доме порядка 20 человек в возрасте от 18 до 40 лет. Вопреки распространенному мнению, несмотря на серьезные диагнозы, каждый из посетителей Лидского клубного дома – это человек с сохранным интеллектом, практически у всех – высшее образование, у некоторых их даже несколько.

– Основная концепция основана на международной реабилитационной программе «Клубный дом». Работа с каждым человеком строится, исходя из его возможностей и ресурсов, – знакомит со своей работой Анна Саук. – Кто-то проходит бытовую реабилитацию, например, учится пользоваться кухонными приборами, готовить самую простую еду – у нас есть приспособленное для этого помещение. Другие по желанию могут обучиться работе с компьютером. Мы также предлагаем помощь в трудоустройстве: подборе вакансий, составлении резюме. Здесь активно применяются арт-терапия, психологические тренинги, игры, проводятся занятия по актерскому мастерству. Большое внимание уделяется здоровому образу жизни, организации досуга. В планах – запустить языковые курсы, группы поддержки для родственников людей, страдающих психическими заболеваниями. Ищем психолога, который мог бы проводить занятия в группе самопомощи. 

– К людям с психическими заболеваниями у подавляющего большинства из нас отношение опасливое. Для этого есть основания? – спросил журналист «Лідскай газеты».

– Никаких. Вопреки бытующему мнению, эти люди нанесут вред скорее себе, нежели находящемуся рядом, или, наоборот, чаще подвергаются нападкам и агрессии со стороны окружающих.

В Лидском клубном доме у каждого своя история, свой путь преодоления и сосуществования бок о бок с болезнью, свой график посещения центра: одни ходят сюда ежедневно, другие общаются с психологами и волонтерами исключительно по телефону или в социальных сетях. «Люди с психическими заболеваниями привыкли быть ненужными, бороться со своим недугом самостоятельно, поэтому большинство из них замкнутые, малообщительные. Мы хотим изменить это, показать своим подопечным, что есть место, где их ждут и где им всегда рады. Мы все время на связи. Если человек не может прийти, он всегда может позвонить», – отметила руководитель Лидского социально-реабилитационного центра для людей с психическими заболеваниями Анна Саук. 

Клубный дом работает каждый будний день (пн, вт., чт., пт. – с 9.00 до 17.00, ср. – с 11.00 до 19.00) по адресу: ул. Фрунзе, 18.  

Испытание болезнью

Отношение к людям с психическими заболеваниями в обществе остается специфическим. Для кого-то такой диагноз – повод свести общение с больным к нулю. Другие, наоборот, считают проблему надуманной. Как на самом деле живут люди с психическими расстройствами? Об этом я поговорила с членом Лидского клубного дома – 24-летней Нонной Михайлиной.

Первое желание, которое возникло при встрече с девушкой, – просто смотреть, настолько она красивая и располагающая к себе. Большие темно-карие глаза, короткая стрижка, огненно-рыжий «ежик», подчеркивающий скорее некую хрупкость, нежели указывающий на юношеский максимализм. Даже многочисленный пирсинг не вызывал вопросов, а выглядел чем-то очень органичным. Когда Нонна начала говорить, вдобавок к уже сложившемуся впечатлению пришло следующее: «Какой передо мной умный, эрудированный и интересный человек! Грамотно поставленная речь, правильно расставленные ударения…» У Нонны психическое заболевание. Не придуманное, а диагностированное. Для того чтобы просто существовать, она постоянно принимает таблетки, проходит сеансы у психотерапевта. 

А теперь о стигме, связанной с диагнозом «психическое расстройство». Вопреки ей, лидчанка окончила факультет международных отношений БГУ по специальности «Лингвострановедение» (изучала английский и японский языки), прошла годовою стажировку в Японии, поступила в магистратуру (сейчас находится в академическом отпуске). 

– Анализируя свою жизнь, сегодня я понимаю, что первые симптомы болезни проявились еще в подростковом возрасте: резкие перепады настроения, замкнутость, равнодушие ко всему и ко всем. Могла голодать и изводить себя спортом, а потом, не останавливаясь, есть… Я была постоянно недовольна собой, за что сама же себя наказывала, заглушая душевную боль физической, – в 14-15 лет я начала царапать себе руки, – рассказывает Нонна. – Однако в силу некой безграмотности, нежелания называть вещи своими именами, списывая все на «подростковую дурость», никто никаких мер не принимал. При этом я продолжала хорошо учиться, сама поступила в институт – мой внутренний критик не позволял мне расслабиться. В Минске к уже имеющемся проблемам добавились постоянные переутомление, стресс из-за учебы. Я поняла, что не справляюсь и наносить себе порезы, делать ожоги – это ненормально. Хотя вместе с болью приходило и некое облегчение. Два года назад сама обратилась к психотерапевту в Минске. И меня направили в городской клинический психиатрический диспансер на улице Бехтерева.

– Месяц я проходила курс лечения, мне подобрали антидепрессанты. Вообще, подобного рода мест бояться не стоит. Там хороший персонал, ты ощущаешь заботу и понимание того, что у тебя болезнь. От тебя не шарахаются – тебе стараются помочь, – отметила Нонна.  

Самоповреждение – большая проблема для Нонны. Она честно признается, что не всегда может себя остановить. В такие моменты о том, что будет дальше и будет ли вообще это «дальше», девушка не задумывается. 

Что же касается диагноза Нонны, то здесь специалисты разошлись во мнениях. Одни ставили биполярное расстройство – состояние, при котором возникают экстремальные колебания настроения. Другие – дистимию, хроническую депрессию. Третьи – пограничное расстройство личности. Психотерапевт, с которым сейчас работает девушка, полагает, что у нее циклотимия – облегченный вариант биполярного расстройства. 

С Нонной мы проговорили более полутора часов. И на протяжении всего этого времени я физически ощущала одиночество человека, сидящего напротив. Девушка честно призналась, что отношения с родителями и близкими складываются сложно: они не всегда понимают и принимают, что у нее болезнь. 

– Если вы видите, что с не чужим для вас человеком происходит что-то не то, не вменяйте ему чувство вины за то, что он, к примеру, днями не встает с постели, не упрекайте: «А как ты можешь! Подумай о нас», – советует Нонна. – Спросите, чем можете помочь, и просто будьте рядом. Да, это требует терпения, определенной силы воли и преодоления себя, но без этого никак.
 
Психическое заболевание – это диагноз одного человека, но с которым приходится жить, бороться в том числе и его близким. 

Нонна Михайлина не строит долгосрочных планов, стараясь жить «в моменте». У нее бывают периоды отчаяния, поэтому девушка продолжает психотерапию, прием лекарств, посещает Лидский клубный дом и искренне надеется, что все у нее будет хорошо. А еще у нее есть большой белый кот, с которым у Нонны особая связь: он друг, который помогает отвлечься от симптомов болезни и переживаний, который никогда не осуждает и всегда рядом.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться